Яндекс.Практикум предоставил свои данные для оценки, а команда НИУ ВШЭ разработала методологию мониторинга выпускников и согласилась сделать ее открытой. Теперь каждая компания в онлайн-образовании может присоединиться к регулярным мониторингам, который будут проводить специалисты НИУ ВШЭ два раза в год.
Результаты могут помочь потенциальным студентам сделать выбор, опираясь на реальные данные.
Время поиска работы. Исследование показало, что среди тех, кто пришел в Практикум за сменой профессии — 71,1% выпускников трудоустраивается по выбранной специальности. Больше половины выходят на новую работу в течение двух месяцев после завершения обучения, а некоторые получили работу ещё во время обучения.
Зарплата. Медианная зарплата выпускника Яндекс.Практикума — 66 000 рублей. Больше всего зарабатывают выпускники курсов «Аналитик данных» (80 тыс.руб) и «Веб-разработчик» (78,5 тыс.руб). Также медианную зарплату посчитали с учётом региональных различий: в Москве это 80 тыс.руб, в Санкт-Петербурге — 62,5 тыс.руб, в других регионах — 50 тыс.руб.
Выпускники с техническим образованием получают чуть больше, чем респонденты с другим образовательным профилем, но разница небольшая — 70 тыс.руб. против 65 тыс.руб. соответственно. Женщины в среднем зарабатывают немного больше мужчин (70 тыс.руб против 65 тыс.руб).
«Чтобы доверять проценту трудоустройств, важно также учитывать данные о студентах, которые доходят до конца обучения и сколько из них вышли на новую работу. Мы открыли наши данные : это 1000 трудоустроенных выпускников за два года, и 69,3% студентов, которые заканчивают платные программы Практикума. Для рынка профессионального онлайн-образования раскрытие результатов может стать отправной точкой совместной работы над прозрачностью рынка онлайн-обучения», — сказал Илья Залесский, руководитель образовательных сервисов Яндекса.
В ходе исследования удалось проверить несколько наиболее часто встречающихся стереотипов про трудоустройство в ИТ после онлайн-обучения:
Влияние опыта работы в ИТ
- 70,4% трудоустроились, хотя у них не было релевантного опыта работы в прошлом;
- 73,2% — нашли работу, и прежде работали в ИТ.
Процент трудоустройств среди различных возрастных групп
- до 29 лет — 81,7%
- 30-39 лет — 76,3%
- 40 и более лет — 60,7%
*самому старшему трудоустроенному выпускнику 52 года
Процент трудоустройств среди различных гендерных групп
- мужчины — 74,1%
- женщины — 81,1%
Можно сделать выводы, что наличие или отсутствие опыта работы в ИТ не играет существенной роли при получении работы, а возраст хоть и оказывает влияние, но не закрывает возможность сменить профессию для людей после 40 лет.
«Проект имеет большое значение для нас как исследователей и для всего рынка онлайн-образования. Это попытка провести объективную оценку успехов и неудач в сфере онлайн-образования через систему мониторинга выпускников. Чтобы на выходе мы получили надежные и валидные данные, была выстроена сложная архитектура исследования, предполагавшая индивидуализированную анкету со сбором данных в несколько этапов. Созданная методология может быть в будущем использована и другими игроками рынка. Полученные результаты вносят важный вклад в дискуссию о том, может ли онлайн-образование во взрослом возрасте помочь повышению карьерной и жизненной успешности. Надеемся, что этот проект станет первым прецедентом для дальнейшего изучения онлайн-образования», — поделился Исак Фрумин, Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ.
Методология исследования
База респондентов состояла из 796 выпускников, которые закончили учёбу в Практикуме с 1 января до 30 июня 2020 года, что позволяет полноценно оценить сроки трудоустройства.
Команда НИУ ВШЭ сегментировала респондентов в зависимости от целей обучения: планировал ли выпускник менять работу или нет. Сбор данных проходил с 5 по 31 марта 2021 года и включал в себя три этапа: email-рассылку с приглашением к участию в опросе, телефонный обзвон, а также рассылку sms-сообщений.
В исследовании приняли больше половины выпускников каждого курса: Фронтенд-разработчик (69,1%), Веб-разработчик (53,3%), Тестировщик (56,8%), Аналитик данных (59,2%), Специалист по Data Science (65%). Это достоверная и статистически значимая выборка.