Продолжаем рассказ о возможностях работы в IT-сфере тем, кто окончил нетехнический вуз, но желает попасть в заветный мир технических технологий. Среди нас очень много творческих людей, которые хорошо придумывают, рисуют, реализуют свои идеи. Казалось бы, зачем в IT-компании «художники»? Что им рисовать, если все можно закодировать с помощью языка программирования? Оказывается, дизайнеры и просто околотворческие люди являются весьма востребованными сотрудниками в разработке ПО. Продолжаем рассказ о возможностях работы в IT-сфере тем, кто окончил нетехнический вуз, но желает попасть в заветный мир технических технологий. Среди нас очень много творческих людей, которые хорошо придумывают, рисуют, реализуют свои идеи. Казалось бы, зачем в IT-компании «художники»? Что им рисовать, если все можно закодировать с помощью языка программирования? Оказывается, дизайнеры и просто околотворческие люди являются весьма востребованными сотрудниками в разработке ПО.
Вместо введения
«А кем ты работаешь?» — «Дизайнером». Такой ответ в настоящее время производит впечатление чего-то престижного, пафосного и недосягаемого для простого человека. До сих пор у многих, как и несколько лет назад, профессия дизайнера ассоциируется с художником, который витает в облаках, которого посещает муза и он творит «под настроение». Сам термин «дизайн» произошел от латинского designare — «показывать, намечать, делать». Как видим, в переводе нет намеков на вдохновение и муки творчества; дизайнер- «делатель», «создатель». Он не может прийти на работу и, сделав что-то, сказать: «Я так это вижу» или «Мне так захотелось». Его работа всегда делается на заказ с учетом всех требований заказчика и согласно составленному техническому заданию. Задачи дизайнера определяются, в конечном итоге, интересами и запросами клиента, а не собственными порывами творческой натуры. Как правило, профессиональный специалист должен хорошо разбираться в живописи, технике рисунка, основах композиции, эргономике, цветовосприятии и знать досконально графические пакеты — Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel DRAW и т.д.
Сфера дизайна охватывает множество направлений, где можно применить свои художественные способности: промышленный дизайн, графика, упаковка, текстиль, фито-дизайн, дизайн ландшафтов и интерьеров и, в конце концов, веб-дизайн. Как видим, выбор огромен, и многое зависит от внутреннего склада человека, его предпочтений и интересов. Мы же продемонстрируем, чем может заняться «художественный человек» в IT- сфере на примере компании EPAM Systems.
Graphic Designer
Начнем с основы. Самый простой и доступный путь для тех, кто не только хорошо рисует «от руки», но и в совершенстве знает графические программы. Обязанности графического дизайнера внутри компании мало чем отличаются от обязанностей дизайнера, например, в рекламном агентстве или дизайн- бюро. Это те же «брейнстормы», та же работа по брифу (или по техническому заданию), та же подготовка макетов для печати. Чем же может заниматься графический дизайнер в IT- сфере?
Разработка фирменного стиля компании
У любой уважающей себя компании есть брэнд-бук (brand book, или brand identity guidelines, или corporate identity). На русский язык это можно перевести как «руководство по фирменному стилю». Брэнд-бук содержит точные описания от имиджа, восприятия и культуры компании в целом до мельчайших подробностей, например, начертания шрифтов и оттенков цветов, которые можно использовать в промо-продукции. Работа дизайнера охватывает именно визуальную составляющую брэнд-бука, остальные части (информация о компании, ее миссии, истории, позиционировании) создает отдел маркетинга.
Обычно в брэнд-буке дизайнер должен описать следующие элементы:
- фирменный знак;
- логотип;
- оригинальные гарнитуры шрифтов;
- фирменные цвета;
- бланк для письменных сообщений;
- бланк для электронных сообщений;
- бланк для факсимильных сообщений;
- визитная карточка;
- конверт;
- папка для хранения документации;
- макеты сувенирной продукции.
С годами список элементов может расширяться вплоть до разработки макетов фирменной одежды сотрудников или оформления автомобилей в корпоративном стиле. Особенно важно наличие брэнд-бука в транснациональных компаниях: когда многочисленные филиалы в разных городах выпускают различные виды продукции, имеет смысл обсудить вопрос о единстве и узнаваемости стиля фирмы в разных локациях.
Брэнд-бук выполняет двоякую функцию:
- с одной стороны, он облегчает работу внутри компании, создавая единую корпоративную культуру;
- с другой стороны, облегчает коммуникацию с внешним миром: единый стиль становится узнаваемым для потребителей, партнеров, клиентов.
Например, куда бы вы ни приехали (Минск, Киев, Франкфурт-на-Майне, Принстон), компания EPAM Systems всегда будет выглядеть одинаково: тот же логотип, тот же корпоративный синий цвет, та же корпоративная символика.
Разработка печатной продукции компании
Помимо промо-продукции, на которую просто наносится символика компании (ручки, значки, флажки) в соответствии с требованиями брэнд-бука, дизайнер участвует в разработке визуализации имиджа компании на плакатах, в проспектах, буклетах и т.п. Любой визуальный образ должен не только привлекать внимание целевой аудитории, но и передавать дух, корпоративную культуру компании. Если компания придерживается делового имиджа, то любая коммуникация должна доносить этот имидж до аудитории: начиная от фотографий бизнесменов и заканчивая лаконичными текстами. Рекламные плакаты и проспекты — это «лицо» компании, демонстрация того, чем живет и как думает компания, каких принципов придерживается. Помимо корпоративной культуры на рекламных материалах должен чувствоваться «тон» компании (через текст и визуальные составляющие): сдержанный, дружеский, панибратский и др. Например, на плакатах EPAM Systems изображены молодые люди, в хорошем настроении, в неформальной одежде, тем самым демонстрируя возраст сотрудников компании, демократичный стиль руководства и дружескую атмосферу.
Разработка других видов промо-продукции
Чаще всего приходится работать именно с печатной продукцией: макетирование, верстка, выбор бумаги и способа нанесения. Но иногда сталкиваются и с разработкой стенда на выставку, подготовкой макета для дельтаплана или воздушного шара, оформление гоночного автомобиля в корпоративном стиле. В общем, никогда не знаешь, какой вид продукции нужно будет оформить в корпоративном стиле, поэтому надо быть готовым ко всему. Возможно, завтра это будет орбитальный спутник…
Другая околодизайнерская деятельность
Практика показывает, что подавляющее большинство людей воспринимают дизайнера как творческого человека, которого можно привлечь к любым творческим активностям. Например, все уверены, что любой дизайнер должен владеть фотокамерой как профессиональный фотограф. Или просят придумать, как оформить интерьер отдела к 8 Марта, чтобы было красиво. Или как креативно расставить флору в комнате с учетом светотени и цветовой гармонии. Поэтому, если вы разносторонне развитый человек, вам интересно узнавать что-то новое, то такого рода задания не смогут вас обескуражить.
Портфолио
Для любого творческого человека наличие портфолио обязательно. Куда проще один раз показать свои работы, чем объяснять на пальцах, что «я очень талантливый дизайнер».
Нельзя понимать портфолио как просто собрание всех работ, созданных от учебы в университете до настоящего времени. Порфолио для дизайнера — это визитная карточка его профессионализма и компетентности. В нем должны быть только лучшие работы. Те, которыми вы действительно гордитесь. Количество работ варьируется от пяти до бесконечности, но и многотомник делать не стоит. Специалисты советуют создавать портфолио с начала вашей трудовой деятельности: будь то учебный проект, работа на конкурс (даже пусть и не выигравшая), завершенный проект.
Как должно быть организовано портфолио? Следует понимать, что не только то, что содержится внутри, но и то, что находится снаружи портфолио, является вашим «лицом». Простым переплетом работ работодателя уже не удивишь: например, некоторые оформляют свои работы как красочную книгу сказок, другие используют не только бумагу и картон для оформления. В любом случае ваша задача — выделить свои работы, создать нужное впечатление о вас как о специалисте. Не менее важным является организация работ внутри портфолио: их необходимо структурировать по хронологии либо тематике. Так и вам будет легче добавлять что-то новое, и потенциальному работодателю будет удобно смотреть. Нелишним будет краткий комментарий к каждой работе: автор идеи проекта, реализация и т.д. Как правило, дизайнер является создателем, идейным вдохновителем, фотографом ряда работ — это стоит указать.
Не бойтесь включать в портфолио неопубликованные работы, работы «для души», работы ради собственного творческого эксперимента. Тем самым вы продемонстрируете свои неограниченные возможности, разносторонние интересы, заявите о хобби, раскроете все свои творческие возможности. На фоне остальных серых работ ваше «выжигание по дереву» произведет фурор, уж поверьте.
Очень часто на собеседованиях после просмотра портфолио просят презентовать парочку работ или прокомментировать конкретную работу. К такому надо быть всегда готовым и заранее подготовить несколько коротких предложений о каждой работе, акцентируя внимание на самом важном и значимом на ваш взгляд.
О важности TЗ
В разных компаниях этот документ называют по-разному: бриф, креативный бриф, техническое задание. Однако суть документа не меняется — сжатая информация о желаемом продукте, о том, как он должен восприниматься целевой аудиторией и какие чувства должен вызывать. Это то, что хочет видеть заказчик в готовом виде. От того, насколько грамотным и полным будет ТЗ, зависит конечный результат. Следуя хорошо составленному ТЗ, на выходе мы получим продукт, максимально отвечающий запросам клиента, а значит, меньше правок ( или вообще отсутствие таковых) в дальнейшем. Упоминать, пожалуй, не стоит, что при неграмотном ТЗ результат может получиться совершенно непредсказуемый. Чем меньше у дизайнера входящей информации, тем больше у него свободы творчества, тем дальше он может уйти от неозвученных пожеланий клиента. Очень часто люди совершают ошибку, заполняя ТЗ в стиле: «Чтобы было ярко и красиво», понятие «красиво» у каждого свое, и дизайнер не телепат, чтобы угадывать, что именно подразумевается под этим «красиво».
Каким по объему должен быть ТЗ?
У каждого свои предпочтения на этот счет: некоторые любят увесистые тома со скрупулезным описанием всей доступной информации о компании и желаемом продукте; другие придерживаются принципа « краткость — сестра таланта» и не принимают ТЗ больше одной странички A4. Но каким бы ни было по объему ТЗ, оно должно выполнять свою функцию предоставления всей необходимой для работы информации: от желаемого настроения до предпочтения в цветах.
В идеале при составлении ТЗ должен присутствовать исполнитель, то есть сам дизайнер:
- во-первых, это даст возможность прояснить все спорные моменты на начальном этапе;
- во-вторых, это поможет в первом приближении понять, что хочет получить заказчик на выходе;
- в-третьих, это поможет избежать «космических» требований к дизайну (многие заказчики таким грешат), которые будут мешать выработке оптимального решения поставленной задачи.
Нелишним будет выявить примеры, какие нравятся или не нравятся заказчику, почему ( например, используем прошлогодний дизайн с некоторыми нововведениями или придумываем нечто концептуально новое). Это может подсказать общую направленность, стилистику и методы реализации проекта.
В чем сложность работы в IT-компании?
Народ в «айти» работает специфический, и порой понять его с первого раза представляется проблематичным: программисту гораздо проще написать код, чем рассказать о том, какой он хочет логотип для северной станции. Поначалу работать будет сложно именно потому, что терминология, которую используют «технари» и «художники», совершенно различна: это будет напоминать разговор марсиан с землянами. И даже шаблон ТЗ программисты заполняют в их неповторимом стиле. То, что для них кажется очевидным и само собой разумеющимся, для дизайнера может оказаться «неизвестной планетой». На первых порах будет трудно все понимать, но через некоторое время всякие «сервлеты», «джавы» становятся обычными в лексиконе у дизайнера.
Вторая проблема, которая может отпугнуть начинающих работать в дизайне в IT, — одинаковая целевая аудитория. С одной стороны, это сотрудники компании, для которых разрабатывается промо-продукция, символика различных ивентов, с другой — существующие и потенциальные клиенты, для которых разрабатываются различные виды сувенирной продукции. Обобщая, можно сказать, что здесь у дизайнера только одна аудитория — IT people.Но именно здесь можно проявить весь свой потенциал в силу креатива- попробуйте придумать несколько совершенно разных визуальных посланий для сотрудников отдела Microsoft Technologies Division в честь 5-летия отдела.
Где учиться
Вузы
Дизайнер нынче модная профессия, поэтому любой престижный вуз уже включил в свои программы соответствующую специальность. Самую лучшую подготовку дает Белорусская государственная академия искусств, именно оттуда вышло подавляющее большинство дизайнеров. В БГАИ есть отдельный факультет дизайна и декоративного прикладного искусства, который готовит специалистов по разным направлениям: объемный дизайн предметов бытового потребления, средств производства, мебели, интерьеров, графический дизайн, коммуникативный дизайн (телереклама), дизайн костюма и тканей, трикотажа, текстильных изделий. Готовят дизайнеров и на факультете управления и социальных технологий БГУ (первый выпуск состоялся в 2004 г.), и в некоторых частных вузах. При поступлении обычно нужно сдавать чертеж, рисунок и общеобразовательные дисциплины.
Курсы
Наверное, все заметили, что нехватки в курсах дизайна сейчас нет. Там предлагают различные направления: web-дизайн, садово-парковый, фито-дизайн и др. На эти курсы часто приходят для себя- в качестве хобби или дополнения к основной профессии. Трехмесячное обучение вряд ли заменит университетский курс, но зато вы быстро сможете понять, подходит ли вам эта творческая профессия. Еще одно преимущество — курсы часто предлагают более узкую специализацию или ту, которой нет в программе вузов.
Самостоятельно
Никто не отменял самостоятельного обучения. С помощью интернета можно найти уроки по Adobe Photoshop, Corel DRAW, с градацией от «начинающих» до «продвинутых». Здесь главное — желание, усидчивость и целеустремленность: не отступать при неудачах, интересоваться на форумах при появлении проблем и двигаться дальше. На самом деле талантливых дизайнеров- самоучек гораздо больше, чем может показаться. Если вы творческий человек, умеете и любите придумывать, даже без специального образования вы сможете работать дизайнером. Ведь визитная карточка дизайнера не количество оконченных курсов и три высших образования, а хорошее запоминающееся портфолио.
07.22.08, "Мой Компьютер", (c) EPAM Systems