Разработчик Пользовательских Интерфейсов

Проблемы при разработке, использовании, сопровождении и продвижении систем и программных комплексов очень часто возникают из-за недоработак в пользовательском интерфейсе и других юзабилити- проблем. Наличие же удобного интерфейса позволяет увеличить вероятность успеха продукта на рынке. Вот как раз за создание пользовательского интерфейса и отвечают специалисты.

    Проблемы при разработке, использовании, сопровождении и продвижении систем и программных комплексов очень часто возникают из-за недоработак в пользовательском интерфейсе и других юзабилити- проблем. Наличие же удобного интерфейса позволяет увеличить вероятность успеха продукта на рынке. Вот как раз за создание пользовательского интерфейса и отвечают специалисты.

USERCENTERED DESIGN— ДИЗАЙН ВОКРУГ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

    Подход к разработке пользовательских интерфейсов основан на концепции user-centered design — дизайна, выстроенного на основе нужд конечного потребителя продукта.

User-centered design зачастую противопоставляют более традиционному подходу к организации информации, базирующемуся на логике, диктуемой самим информационным материалом. Этот академический подход заставляет пользователя следовать этому диктату, адаптируя под него свои методы работы. Конечно, от такого диктата информационного материала избавиться полностью невозможно, тем не менее использование подхода, основанного на user-centered design, позволяет оптимизировать взаимодействие человека и системы, сделать работу более эффективной. Здесь не человек адаптируется к информационной системе, а информационная система — под человека.

ДИЗАЙНЕР? ИНФОРМАЦИОННЫЙ АРХИТЕКТОР? СПЕЦИАЛИСТ ПО ЮЗАБИЛИТИ?

   Так кто же занимается разработкой пользовательских интерфейсов? Давайте сначала разберемся, что же это такое. Для начала введем два понятия «верхнего уровня», относящиеся к любой проектировочной деятельности, будь то web-интерфейсы, автомобили или здания.

  • Design/дизайн — дизайн в самом широком смысле.
  • Experience/ experimental design — подход к разработке дизайна, учитывающий потребности, опыт, особенности восприятия, знания и навыки человека или группы людей.

   В цифровой среде мы говорим о user experience design- подвиде experience/ experimental design, отвечающем за разработку цифровых продуктов и систем на принципах user-centered design.

   C user experience design тесно связаны следующие дисциплины (определения смотрите в Глоссарии):

  • information architecture — информационная архитектура;
  • interaction design — в нашем случае дисциплина, ведающая изучением и разработкой поведенческих моделей пользовательской системы;
  • usability engineering; user interface design — дизайн пользовательских интерфейсов;
  • visual/graphic design — разработка визуальной/графической составляющей продукта/системы.

Как видите, все эти дисциплины тесно связаны между собой, и все они нужны разработчику пользовательских интерфейсов. В больших проектах/компаниях имеет место специализация. В маленьких студиях эти функции зачастую выполняет сотрудник.

МИФЫ О ДИЗАЙНЕРАХ

   Разработчика пользовательских интерфейсов с полным правом можно назвать дизайнером. Чтобы стало понятно почему, давайте развеем самые популярные мифы о дизайне и дизайнерах.

   Миф 1. Дизайнер — это человек, умеющий рисовать.

   Есть очень мало общего между профессией дизайнера и иллюстратора (или художника, если хотите). Можно сказать так: иллюстратор — это человек рисующий, а дизайнер человек придумывающий.

Очень тонкая грань проходит между дизайнерами любой квалификации и области и художниками, но ее всегда можно почувствовать.

   Художник встает и думает каждое утро примерно так: «что бы мне такое нарисовать», и руки так и чешутся нарисовать очередное произведение искусства, которое бесспорно, будет радовать других людей своей гениальностью.

   Дизайн же был, есть и навсегда останется практической дисциплиной. Это значит, что возникновение этой профессии связано с необходимостью что-то улучшить, перепроектировать, переделать.

Настоящий дизайнер никогда не возьмется за работу, основная задача которой заключается в том, чтобы разработать, например, красивый сайт.

   Миф 2. По сравнению с другими специальностями работа дизайнера проста и не требует никакого умственного напряжения.

   Так могут говорить только люди, далекие от самой профессии. На самом деле нет более сложной и одновременно более интересной профессии, чем дизайнер.

DESIGN (dizain)

сущ. замысел, план, цель, умысел, интрига (!)

гл.: задумывать, придумывать, разрабатывать, замышлять, проектировать, конструировать.

   Дизайнер стоит в одном ряду с архитектором, скульптором, модельером и прочими замечательными профессиями. Эта профессия действительно уникальна широтой охвата предметных областей и технологий.

Профессиональный дизайнер никогда не привязывается к конкретным технологиям и идеям, сначала он придумывает, почему это необходимо разрабатывать. А уже потом — как это необходимо реализовывать. В конце концов, дизайнер может обратиться к иллюстратору для того, чтобы нарисовать что-то или каким-либо образом оформить его идею, но сама идея, способы движения цели, ее интерактивные составляющие, смысл и взаимодействие отдельных ее компонентов — все это прорабатывается именно дизайнером.

Миф 3. Дизайнером не становятся, дизайнером надо родиться.

   Отчасти это так, но лишь отчасти. Не стоит утверждать, что дизайнером может стать любой, однако доля правды в этом есть. Нет ни одного заведения в этой стране (высшего, среднего — любого), которое бы по-настоящему обучало профессии дизайнера. Частично это происходит потому, что очень сложно отстроить сам процесс обучения таких специалистов, другой проблемой является отсутствие понимания самой профессии и базы для воспитания таких специалистов, другой проблемой является отсутствие понимания самой профессии и базы для воспитания таких специалистов.

   Возникает резонный вопрос: как же тогда стать дизайнером? Ответ: это очень просто — научитесь думать. Удивлены? В этом утверждении нет ничего сверхъестественного, оно лишь позволяет выделить главную составляющую профессии — умение думать и преобразовывать задумки в голове во вполне материальные объекты, которые делают мир лучше.

   В своем хабра-интервью ( хабра-интервью — материал, размещенный на сайте http://habrahabr.ru/, созданном и функционирующем по принципам web 2.0, т.е. сайте, контент которого генерируется его посетителями) Алексей Дружинин, известный дизайнер, сказал: «В Лондоне некоторое время назад проводился конкурс среди дизайнеров на редизайн одной из улиц этого города. Приглашено было большое количество и дизайнеров, и художников, и просто околотворческих людей. Задача на первый взгляд простая. После нескольких месяцев работы на суд жюри было предоставлено несколько работ. Среди них много граффити, много предложений, во что можно раскрасить дома, дорогу и магазины с киосками — в общем, много очень интересных именно художественных проектов. Выиграла женщина-дизайнер», которая, вместо того, чтобы заниматься украшательством улицы и домов, сначала прошлась по ней, поговорила с людьми, расспросила их о сути проблемы. Она вышла защищать свой проект не с кучей бордов и красивых картинок, а рассказала комиссии о том, что на этой улице, в рамках выделенного бюджета, можно сделать единственную с точки зрения дизайнера вещь — положить на дороге новый асфальт, потому как старый совсем уже плохой. Вот это я называю работой профессионального зрелого Дизайнера с большой буквы. Она победила в конкурсе».

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ… — ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИМ ИНТЕРФЕЙСОМ.

   В широком смысле дизайн пользовательского интерфейса — это комплексный и многоаспектный итерационный процесс проектирования интерфейса взаимодействия ( точки соприкосновения) человека и системы, который обычно включает в себя пять следующих дисциплин:

  • Сбор и изучение функциональных требований к системе, анализ типичных пользователей;
  • Информационная архитектура и построение скелетов пользовательского интерфейса;
  • Юзабилити — тестирование;
  • Создание графического дизайна пользовательского интерфейса;
  • Прототипирование пользовательского интерфейса;

Опишем процесс разработки пользовательского интерфейса, как это в большинстве случаев бывает в EPAM Systems:

Фаза 1. Сбор функциональных требований

   Любой пользовательский интерфейс вырастает из конкретной задачи по разработке конкретной функциональности приложения. Данный этап разработки подразумевает под собой сбор, систематизацию и анализ требований к системе. Также анализируются и систематизируются возможные пользовательские системы (персонажи, актеры).

   Сбор и анализ требований выполняет бизнес — аналитик.

Фаза 2. Информационная архитектура.

   Под информационной архитектурой понимается совокупность методов и приемов структурирования и организации информации. Другими словами, информационная архитектура занимается принципами систематизации, навигации и оптимизации информации, что позволяет облегчить пользователю работу с данными, а именно их поиск и обработку.

   За проектирование скелетов пользовательского интерфейса и организацию информационных потоков в приложении отвечает информационный архитектор.

Фаза 3. Юзабилити — тестирование

   К тестированию интерфейса привлекают как конечных пользователей, так и специалистов по функциональному тестированию ПО. Юзабилити-тестирование позволяет оценить удобство использования продукта и может выполняться в самом конце, с той лишь разницей, что тестируется полноценный прототип, а не скелетная версия интерфейса.

   Информационный архитектор проводит юзабилити — тестирование и анализирует его результаты.

Фаза 4. Графический дизайн пользовательского интерфейса

   Графический облик интерфейса создает UI-дизайнер. Это наиболее творческая работа, требующая большого опыта, усидчивости и скрупулезности. На этом этапе интерфейс системы приобретает необходимый законченный вид. Часто заказчик уже имеет брэнд бук или стайл гайд (brand book и style guide -набор описательной документации для дизайнера о корпоративных стандартах заказчика), задача дизайнера — угодить всем, разработать такой дизайн, который бы соответствовал всем требованиям системы, удовлетворял бы заказчика и сочетался бы с задумками информационного архитектора.

   На данном этапе может понадобиться помощь смежных специалистов: иллюстратора (художника), 3D-моделлера и других.

Фаза 5. Прототипирование пользовательского интерфейса.

   Завершающий этап разработки, который подразумевает создание законченных прототипов экранов системы.

Прототипы позволяют обнаружить проблемы функционального характера будущей системы на раннем этапе и устранить их до того, как проект уйдет в разработку к программистам. В зависимости от предназначения прототипы могут быть полнофункциональными демо-версиями, презентационными или же шаблонными.

   Прототипы разрабатываются frontend разработчиком под руководством UI-дизайнера.

   Итак, по схеме, описанной выше, в процесс разработки IA и GUI — приложения включены следующие специалисты отдела проектирования пользовательских интерфейсов и информационной архитектуры:

  • информационный архитектор
  • UI-дизайнер
  • front-end разработчик.

   Также работают специалисты из других функциональных отделов, а именно:

  • бизнес-аналитик;
  • специалист по функциональному тестированию ПО;
  • если нужно, иллюстратор, 3D -моделлер, флэш — дизайнер и т.п.

В зависимости от сложности, целей, специфики и размера проектирование пользовательского интерфейса может включать в себя те или иные фазы в различном порядке и с различным количеством специалистов, вовлеченных в этот процесс. Большими проектами могут заниматься несколько бизнес — аналитиков, UI -дизайнеров, информационных архитекторов, front -end — разработчиков, специалистов в области тестирования.

   Маленькие же проекты, наоборот, не требуют столь пристальной проработки деталей, в этом случае на проекте ключевой фигурой, ответственной за разработку UI, является UI — дизайнер как представитель всех дисциплин одновременно: аналитической, информационно- проектировочной и визуально-интерактивной.

ПОРТРЕТ

   Типичного специалиста в области проектирования интерфейсов можно описать так: эрудированный и энергичный человек (независимо от пола и возраста, кстати), любящий свою профессию, интересующийся последними веяниями и новостями в мире юзабилити и дизайна, обычно имеющий большой опыт работы в какой-либо области (например, в веб-дизайне), уверенно владеющий английским языком.

   К важным чертам характера, помогающим стать профессионалом, можно отнести умение работать в команде ( иначе говоря — сговорчивость, способность иди на компромисс). Так, дизайнер должен понимать особенности работы других специалистов, например, HTML -верстки и знать азы программирования. В свою очередь разработчик должен иметь некоторое «тяготение» к рационализации, ведь проектирование чего-либо — задача общая. Как показывает практика, удачный интерфейс — это удачный компромисс между функциональностью, удобством использования и красивым внешним видом.

   Известные и уважаемые «тяжеловесы» в мире дизайна и юзабилити:

  • Якоб Нильсен (Jakob Nielsen) — создатель и директор компании Nielson Norman Group (http://www.nngroup.com/), которую он создал вместе с Дональдом Норманом, бывшим вице-президентом Apple, Авторский сайт — http://www.useit.com/
  • Джеффри Зельдман (Jeffrey Zeldman) — это самый известный web-дизайнер (в самом широком смысле этого слова) в мире, создатель и редактор сетевого журнала A List Apar (http://www.alistapart.com/);
  • Артемий Лебедев, его студия (http://www.artlebedev.ru/) и его Ководство (http://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/) в представления не нуждаются.

КАК СТАТЬ РАЗРАБОТЧИКОМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРФЕЙСОВ

    Конкретно этой специальности в Беларуси  не учат нигде. Необходимую общеобразовательную базу можно получить в любом высшем или среднем специальном учебном заведении республики. К счастью, реализовать себя в данной области могут люди любого склада ума, типа мышления и образования. Главное — выбрать правильный вектор развития, найти хорошие источники информации, следить за развитием своей предметной области и нарабатывать опыт.

Знания и умения, которыми должен обладать современный UI-дизайнер и информационный архитектор:

Их всего три:

  • Свободное владение английским языком (письменный и устный);
  • Любовь к процессу мышления, а также дотошность, усидчивость и внимание к мелочам;
  • Виртуозное владение любым редактором растровой графики (для UI-дизайнера) или бизнес-графики (для информационного архитектора).

Пути карьерного роста UI-специалиста:

   Отдел проектирования пользовательских интерфейсов и информационной архитектуры EPAM Systems предоставляет возможность карьерного роста по следующим векторам:

  • Для «творцов»: Junior Information Architect> Senior Information Architect> Lead Information Architect> Chief Information Architect или Information Architect Team Leader.
  • Для «технарей»: Junior Software Engineer> Software Engineer> Senior Software Engineer> Lead Software Engineer> Chief Software Engineer или Software Engineer Team Leader.

ГЛОССАРИЙ

  • UI/Пользовательский интерфейс — достаточно широкое понятие, характеризующее все многообразие средств и технологий, при помощи которых пользователь общается с различными устройствами, это точка соприкосновения пользователя и системы.
  • GUI/Графический пользовательский интерфейс — разновидность пользовательского интерфейса, при котором система средств для взаимодействия пользователя с системой, основанною на использовании графических образов.
  • IA/Информационная архитектура — одна из дисциплин проектирования пользовательских интерфейсов, представляющая совокупность методов и приемов структурирования и организации информации.
  • Usability/Юзабилити — концепция разработки пользовательских интерфейсов систем, ориентированная на максимальное психологическое и эстетическое удобство для пользователя.
  • Design/Дизайн — понятие, объединяющее художественно-эстетическое творчество и научно-обоснованную инженерную практику в сфере массового индустриального производства и окружающего нас мира. Иными словами, дизайн — это искусство создавать что-то одновременно красивое, удобное и функциональное с учетом современных тенденций в мире, культурных особенностей пользовательских групп и т.п.
  • Designer/Дизайнер — человек, профессионально занимающийся дизайном. Профессия дизайнера включает в себя ряд специализаций: промышленный дизайнер, дизайнер-полиграфист, дизайнер пользовательских интерфейсов, web-дизайнер и т.д.
  • Web Designer/ Web-Дизайнер — дизайнер, осуществляющий свою деятельность преимущественно в сети, например, создание дизайна web -сайтов.
  • UI Designer/Дизайнер пользовательских интерфейсов, UI-дизайнер — дизайнер, занимающийся проектированием пользовательских интерфейсов.
  • Information Architect/Информационный архитектор — специалист в области структурирования, реорганизации и правильной