Подготовка форума SEF-2009: Проректоры БГУ и БГУИР о проблемах ИТ-образования и повышения квалификации специалистов

В рамках проведения “Software Engineering Forum 2009” (SEF, Минск, 18-22 мая с.г.) запланирована работа секции по проблемам ИТ-образования. Ассоциация «Инфопарк» и другие организаторы форума проводят ее подготовку совместно со специалистами ведущих профильных ВУЗов страны – Белорусского государственного университета (БГУ) и Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР).Как правило, при обсуждении перспектив развития отечественной ИТ-индустрии в качестве мощного позитивного фактора неизменно упоминается огромный кадровый потенциал, а также авторитет отечественной высшей школы. Правда, со стороны ИТ-профессионалов все чаще приходится слышать более скептические соображения о содержании и уровне академической подготовки молодой смены белорусских программистов. Представители компаний-разработчиков ПО, особенно из сегмента заказных разработок, считают, что нехватка квалифицированных специалистов, соответствующих международным ИТ-стандартам, является одним из серьёзных сдерживающих факторов развития белорусской софтверной отрасли.

По этим и другим острым вопросам мы побеседовали с

проректором по образовательным инновациям и информационным технологиям,
деканом факультета прикладной математики и информатики БГУ Павлом Алексеевичем Мандриком  и


проректором по учебной работе БГУИР Борисом Викторовичем Никульшиным. Добавим, что П.А. Мандрик является председателем Комитета по профессиональному образованию и трудовым ресурсам Ассоциации «Ð˜Ð½Ñ„Ð¾Ð¿Ð°Ñ€Ðº», а Б.В. Никульшин – активный член этого Комитета.

ИТ-фирмы испытывают нарастающие трудности с подбором кадров и поэтому могут на практике осознать роль вузов в обеспечении развития отрасли. Компаниям приходится самостоятельно доводить молодых специалистов до нужного уровня, затрачивая на это немалые средства. Причем повышение чисто финансовые затрат — это лишь одна сторона проблемы. В конце концов, деньги можно найти. Но как их наиболее рационально использовать? Ведь обучение — это непрофильное занятие для софтверной компании!

П.А. Мандрик: Как правило, это касается конкретно той или иной технологии. Наш выпускник обладает широкой фундаментальной подготовкой. ВУЗ принципиально не может заложить все узкие технологические знания в программу обучения. Это учитывается на стадии специализации, на стадии производственных, преддипломных практик и т.п. Под это в учебных планах отводится время. Чтобы правильно организовать обучение специалиста по направлению, надо заранее знать, куда же именно он пойдет работать. Поэтому обучение наших студентов осуществляется в соответствии с действующими образовательными стандартами. Существуют они и в Software Engineering, и в информатике.

А есть ли в наших ВУЗах необходимая техническая база для обучения студентов IT-технологиям? Вам не кажется, что любой "проект создания национальной системы ИТ-образования" неизбежно будет разбиваться о суровую действительность с компьютерными классами, оборудование которых не обновлялось с советских времен?

П.А. Мандрик: Найти сейчас компьютерный класс, который стоит ещё с советских времен, достаточно сложно, если не невозможно. Что касается технического оборудования, то в высших учебных заведениях, несомненно, необходимо наличие современной компьютерной техники. И она есть. Возможно, не отвечающая непосредственным потребностям ИТ-производства, но вполне соответствующая потребностям обучения студентов (методам, методикам, технологиям разработки ПО). Компьютер стал доступен.

Обновление же вычислительной техники, осуществляемое за счет бюджетных средств, на всех факультетах ВУЗа проблематично. Этот вопрос особенно хорошо решается, когда факультеты специального профиля сотрудничают с предприятиями-потребителями, например, создавая совместные ИТ-лаборатории. Компьютерная техника для обучения студентов должна обновляться не реже, чем раз в пять лет. Повторяю, что выход профильных ИТ-факультетов – сотрудничество с потребителем.

Доступность вычислительной техники для ВУЗов также опирается на то, что студенты старших курсов уже, как правило, имеют личные ноутбуки и используют их в целях обучения.

Б.В. Никульшин: На сегодня, благодаря сотрудничеству с Администрацией ПВТ и Ассоциацией «Ð˜Ð½Ñ„Ð¾Ð¿Ð°Ñ€Ðº», в БГУИР есть необходимая техническая база для обучения студентов IT-технологиям. Хочется отметить, что даже малый бизнес обращается с предложениями внести посильный вклад в укрепление технической базы для процесса обучения студентов.

Белорусская система обучения современным технологиям — это адаптированная калька западного опыта в этой области или у нее есть какие-то коренные отличия? У нас все-таки очень разные подходы к обучению, образовательные системы.

П.А Мандрик.: Ни в коем случае не калька западного опыта, даже не адаптация западных образовательных программ к нашему обучению. Выстроенная система ИТ-образования в Республике Беларусь опирается на фундаментальные подходы к построению учебного процесса, на систему, которая в целом была построена в Советском Союзе: на систему технического, технологического и естественно-научного образования. Достаточно большое количество аудиторных занятий на ИТ-специальностях в белорусских ВУЗах дает возможность студенту в полной мере усвоить учебный материал. Конечно, при построении процесса обучения учитываются те изменения, которые происходят в мировой ИТ-отрасли, требования, которые выдвигаются к современному ИТ-специалисту. Кстати, хочется отметить, что четкого определения “ИТ-специалиста” не существует. Надо разделять программы обучения будущего специалиста хотя бы по этим трем позициям: Computer science, Software Engineering, Information technologies.

Б.В. Никульшин: И всё-таки сегодня мы обучаем студентов в соответствии с интересами ИТ-предприятий, а следовательно, в существенной степени по международно принятым технологиям. Что касается разных подходов к обучению, то я считаю, что нужно снижать объем аудиторных занятий в сторону увеличения часов самостоятельной работы студентов. Важно, что студенты начинают сами это понимать. Например, лекций по программированию в программе обучения на Западе – на 18-20 часов. В наших ВУЗах может быть и за 100. Надо приближаться к западному стилю образования, давая только канву, основные понятия, а далее – самостоятельная работа студента, при необходимости — с консультациями педагога. Процесс образования в современных условиях следует оптимизировать.

Насколько важна для IT-специалиста глубокая теоретическая подготовка? У многих в последнее время складывается впечатление, что навыки работы с IT — чисто прикладные, и им можно быстро научиться на практике. Насколько фундаментальной должна быть база знаний?

П.А. Мандрик: Я представляю БГУ, в частности, естественнонаучное образование, математические науки. К этому разделу относится специальность «Ð¸Ð½Ñ„орматика». Базовая математическая подготовка, которая формирует стройность мышления, системный взгляд на происходящие процессы, подчеркиваю, является для выпускника этой специальности основополагающей. Фундаментальные подходы к теориям кодирования, информации, алгоритмов, трансляции необходимо знать и специалисту, который «ÑÑ‚Ð°Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ñ‚ÑÑ к станку» ИТ-производства, и его руководителю для принятия правильного стратегического решения.

Для кого-то нужна глубокая фундаментальная подготовка, для кого-то достаточно определенных технологических знаний. Для последних это актуально в случае, если в таких специалистах есть потребность на ближайшие 5 лет. Далее он пройдет курсы повышения квалификации или переподготовку. Такой слой в ИТ тоже присутствует. Однако техников-программистов недостаточно. В связи с этим хочется отметить, что в Беларуси надо выстраивать систему среднего специального образования в ИТ-отрасли.

Считаю, что высшее образование также следует делить на слои. Определяться они должны образовательными стандартами, разрабатываемыми Министерством образования с одной стороны и представителями ИТ-отрасли – с другой. Ассоциация “Инфопарк”, представляя интересы своих компаний-членов, взаимодействует с Минобразования и положительно влияет на содержание ИТ-образования. Администрация ПВТ и Ассоциация помогают решать проблемы ИТ-образования и ИТ-отрасли через специализированный Координационный совет, созданный при Министерстве образования.

Б.В. Никульшин: Можно выделить две группы специалистов: кодировщики и постановщики задач. Так называемые, «Ð³Ð»ÑƒÑ…ие» программисты не должны думать, что стоит за программой, они работают по заданному алгоритму, реализуя логику программы. А постановщик задач должен увидеть систему в целом, формализовать задачу, составить алгоритм, затем запрограммировать. Вот здесь нужны глубокие знания, прежде всего математика и предметная область.

На Ваш взгляд, требуются ли особые природные данные, может быть, даже врожденные генетические задатки для IT-специалиста?

П.А. Мандрик: Обязательно нужны. Во-первых, способность к абстрактному мышлению, а с другой стороны, также и конкретность мышления для выполнения четко расписанных пунктуальных задач.

Во-вторых, системность мышления, отсутствие которого было возможно только у массового специалиста, выполняющего конкретный этап работы, распространенного, например, в 90-е годы. С появлением другого программирования, других подходов произошли изменения в составе программистов и в гендерном плане. Сегодня на ФПМИ БГУ 80% студентов — мужского пола.

Б.В. Никульшин: Я могу привести массу примеров, когда выпускников школы с медалью приходится отчислять. Они не справляются с учебной программой. У них есть усидчивость, упорство, но нет природных данных к информатике, нет логики составления программ. Бывает же наоборот, когда студенты с не самыми лучшими школьными аттестатами становятся хорошими программистами, т.е. у них есть соответствующие природные данные, которые развиваются во время обучения в ВУЗе. Есть склонности к музыке, есть склонности к программированию. Но ещё очень важно, и это я хочу подчеркнуть, быть устойчивым к компьютерной зависимости.

Каков "разброс" специализаций в области IT? Какие направления сейчас наиболее актуальны?

П.А. Мандрик: Разброс ИТ-специализаций достаточно широкий. Важно систематизировать и правильно распределить их по направлениям, профилям. Например, специальность «Ð¸Ð½Ñ„орматика», которая в Беларуси впервые была открыта на ФПМИ БГУ, входит в систему математических наук естественно-научного профиля. Есть также специальность «ÑÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸Ñ‡ÐµÑÐºÐ°Ñ информатика», которая относится уже к экономическим наукам. Эти «Ð¸Ð½Ñ„Ð¾Ñ€Ð¼Ð°Ñ‚Ð¸ÐºÐ¸» в чем-то пересекаются, но специалисты готовятся разного профиля. Программирование, администрирование сетей и др. делятся на специализации, обучающие тем или иным технологиям. Однако делить по специализациям важно не на первом курсе. Сначала студенту необходимо дать базовые фундаментальные знания.

По поводу актуальных направлений ИТ-образования должны говорить потребители. При этом четко сформулировать направления. К сожалению, зачастую ИТ-предприятия могут назвать только актуальные для них в данный момент технологии.

Именно в этой области все меняется так быстро: новые технологии и, скажем так, "новые знания" рождаются буквально ежедневно. С какой периодичностью, на Ваш взгляд, специалисту IT надо повышать свою квалификацию?

П.А. Мандрик: К сожалению, а, может быть, и к счастью – непрерывно. Особенно быстро меняются технологии. Почему к сожалению? Эта потребность в повышении квалификации очень сказывается на преподавательских кадрах, для которых такое обучение является накладным в финансовом смысле. Тем не менее, преподаватели регулярно повышают свою квалификацию на соответствующих курсах, семинарах, конференциях. Особенно ценят возможность участия в специализированных форумах.

Бывшие выпускники, имея фундаментальные базовые знания, готовы к самообразованию. А в зависимости от потребности предприятия-работодателя регулируется частота планируемых предприятием мероприятий по повышению квалификации специалиста.

Б.В. Никульшин:. Специалист в области ИТ должен учиться непрерывно, всю свою жизнь, иначе он сразу окажется в когорте отстающих. Это и самообразование, и курсы, семинары  и, конечно, специализированные конференции.

Какое образование имеют те, кто сейчас преподает IT? Ведь преподавание подобного предмета началось относительно недавно. Как можно было бы улучшить подготовку самих преподавателей?

Б.В. Никульшин: Большая проблема в том, что за годы перестройки и некторое время после неё были утрачены отечественная отраслевая наука и важные отрасли, такие как электронная и компьютерная промышленность. Именно отраслевая наука давала очень много преподавательских кадров, обладающих опытом в проведении исследовательских и конструкторских работ. Сейчас кадры надо готовить самим университетам, и университеты должны теснее сотрудничать с ИТ-индустрией. Нужна обратная связь через совместные лаборатории, практики, профессиональные конференции. Майский форум по инженерии ПО (SEF 2009) как раз и должен послужить развитию такого сотрудничества.

Какие конкретные меры следовало бы предпринимать для решения общей проблемы в высшем образовании — привлечения молодых и перспективных специалистов к преподавательской деятельности в ВУЗах?

П.А. Мандрик: Ввиду большой разницы в зарплатах преподавателя и работника ИТ-предприятия, привлечь молодых преподавателей в ВУЗы можно лишь возможностью ведения научной деятельности. Есть еще и педагоги, недавние выпускники, пришедшие работать по моральным соображениям или просто считая работу в ВУЗе престижной. Престиж работы преподавателя должен вырабатываться еще в школе.

Б.В. Никульшин: Решать вопрос с заработной платой. Есть молодые педагоги, которые любят свою работу. Им нравится обучать студентов, они имеют хорошие результаты работы. По возможности руководство ВУЗа их поддерживает, но такие преподаватели, как правило, и практики хорошие. Со временем они находят более высокооплачиваемую работу на ИТ-предприятии. Спасает положение открытие на базе ВУЗа совместных ИТ-лабораторий, которые организуются при участии ИТ-компаний, в том числе членов Ассоциации «Ð˜Ð½Ñ„Ð¾Ð¿Ð°Ñ€Ðº» и резидентов ПВТ. Обученные предприятием талантливые молодые педагоги с удовольствием работают в лабораториях по конкретным технологиям, имея возможность повышения квалификации, а также укрепления своего материального положения. По договору с ВУЗом ИТ-предприятие не имеет права в течение нескольких лет переманить педагога к себе на работу.

Внедряются ли новые технологии обучения в ваших вузах . Как часто вы меняете или обновляете технологии обучения студентов?

П.А. Мандрик: Непрерывно. В БГУ действует система широкомасштабного внедрения новых технологий обучения студентов как средств обучения. По приказу ректора с этого года электронные формы обучения внедряются в заочное обучение.

Разрабатываются и используются электронные пособия, электронные библиотеки. По заданию Министерства образования в рамках выполнения программы «Ð­Ð»ÐµÐºÑ‚ронный учебник» в БГУ разработано электронное средство обучения (ЭСО) по предмету «ÐŸÑ€Ð¾Ð³Ñ€Ð°Ð¼Ð¼Ð¸Ñ€Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ðµ». Это учебно-методический комплекс, разработанный в определенной среде с удобным интерфейсом, ориентированный на студента. Одобрено в принципе построение этого электронного учебника и среда, в которой он выполнен. Мы уже приступили к разработке подобного учебника по курсу «Ð’ысшая математика» для всех специальностей учебных заведений Республики Беларусь, где этот курс преподается. Дальнейшее развитие ЭСО предполагается в сетевом варианте.

Последние три-четыре года мы работаем по технологиям компаний-резидентов ПВТ, в том числе  и членов Ассоциации «Ð˜Ð½Ñ„Ð¾Ð¿Ð°Ñ€Ðº». А это самые передовые технологии для нашей Республики. Как только резидент обновил свои технологии, они становятся нашим достоянием. Наши студенты – это по сути дела их кадры, для которых подготовленные ИТ-предприятиями педагоги проводят мастер-классы, дополнительные занятия, тренинги по конкретным технологиям. На выходе – готовый специалист. Адаптация такого выпускника на фирме занимает минимальный срок.

Насколько уровень ИТ-образования в Беларуси отстает от западного? В чем это больше всего проявляется?

П.А. Мандрик: Выпускники ФПМИ востребованы за рубежом, имеют хорошие отзывы о работе. Что касается вообще ИТ-образования, то, если представить уровни знаний выпускников в виде пирамиды – верхний, средний, нижний, — то мы отстаем в среднем, массовом уровне. Эта прослойка в нашей пирамиде тонка. К сожалению, невелика и нижняя часть. Зато верхушка пирамиды у нас значительно больше. Здесь есть чем и кем гордиться. Об этом говорят и студенческие международные олимпиады, конкурсы. То же можно сказать и о российском, украинском ИТ-образовании. Это объясняется более фундаментальным подходом.

Б.В. Никульшин: По словам, к примеру, Аркадия Добкина. – председателя Совета директоров компании «Ð­ÐŸÐÐœ Системз», наших специалистов за рубежом ценят. Он, имеющий богатый международный опыт работы, уверяет, что уровень подготовки выпускников ИТ-специальностей наших ВУЗов ничуть не хуже, чем в европейских странах и США. РезидеÐ