В рамках проведения “Software Engineering Forum 2009” (SEF, Минск, 18-22 мая с.г.) запланирована работа секции по проблемам ИТ-образования. Ассоциация «Инфопарк» и другие организаторы форума проводят ее подготовку совместно со специалистами ведущих профильных ВУЗов страны – Белорусского государственного университета (БГУ) и Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР).Ðак пÑавило, пÑи обÑÑждении пеÑÑпекÑив ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑвенной ÐТ-индÑÑÑÑии в каÑеÑÑве моÑного позиÑивного ÑакÑоÑа неизменно ÑпоминаеÑÑÑ Ð¾Ð³ÑомнÑй кадÑовÑй поÑенÑиал, а Ñакже авÑоÑиÑÐµÑ Ð¾ÑеÑеÑÑвенной вÑÑÑей ÑколÑ. ÐÑавда, Ñо ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÐТ-пÑоÑеÑÑионалов вÑе ÑаÑе пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ ÑлÑÑаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑкепÑиÑеÑкие ÑообÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ ÑодеÑжании и ÑÑовне академиÑеÑкой подгоÑовки молодой ÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð±ÐµÐ»Ð¾ÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑогÑаммиÑÑов. ÐÑедÑÑавиÑели компаний-ÑазÑабоÑÑиков ÐÐ, оÑобенно из ÑегменÑа заказнÑÑ ÑазÑабоÑок, ÑÑиÑаÑÑ, ÑÑо Ð½ÐµÑ Ð²Ð°Ñка квалиÑиÑиÑованнÑÑ ÑпеÑиалиÑÑов, ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÐ¶Ð´ÑнаÑоднÑм ÐТ-ÑÑандаÑÑам, ÑвлÑеÑÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¸Ð¼ из ÑеÑÑÑзнÑÑ ÑдеÑживаÑÑÐ¸Ñ ÑакÑоÑов ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð±ÐµÐ»Ð¾ÑÑÑÑкой ÑоÑÑвеÑной оÑÑаÑли.
Ðо ÑÑим и дÑÑгим оÑÑÑÑм вопÑоÑам Ð¼Ñ Ð¿Ð¾Ð±ÐµÑедовали Ñ
пÑоÑекÑоÑом по обÑазоваÑелÑнÑм инноваÑиÑм и инÑоÑмаÑионнÑм ÑеÑ
нологиÑм,
деканом ÑакÑлÑÑеÑа пÑикладной маÑемаÑики и инÑоÑмаÑики ÐÐУ Ðавлом ÐлекÑеевиÑем ÐандÑиком и
пÑоÑекÑоÑом по ÑÑебной ÑабоÑе ÐÐУÐÐ ÐоÑиÑом ÐикÑоÑовиÑем ÐикÑлÑÑинÑм. Ðобавим, ÑÑо Ð.Ð. ÐандÑик ÑвлÑеÑÑÑ Ð¿ÑедÑедаÑелем ÐомиÑеÑа по пÑоÑеÑÑионалÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑÑдовÑм ÑеÑÑÑÑам ÐÑÑоÑиаÑии «ÐнÑопаÑк», а Ð.Ð. ÐикÑлÑÑин – акÑивнÑй Ñлен ÑÑого ÐомиÑеÑа.
ÐТ-ÑиÑÐ¼Ñ Ð¸ÑпÑÑÑваÑÑ Ð½Ð°ÑаÑÑаÑÑие ÑÑÑдноÑÑи Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð±Ð¾Ñом кадÑов и поÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð½Ð° пÑакÑике оÑознаÑÑ ÑÐ¾Ð»Ñ Ð²Ñзов в обеÑпеÑении ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾ÑÑаÑли. ÐомпаниÑм пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ ÑамоÑÑоÑÑелÑно доводиÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ ÑпеÑиалиÑÑов до нÑжного ÑÑовнÑ, заÑÑаÑÐ¸Ð²Ð°Ñ Ð½Ð° ÑÑо немалÑе ÑÑедÑÑва. ÐÑиÑем повÑÑение ÑиÑÑо ÑинанÑовÑе заÑÑÐ°Ñ — ÑÑо лиÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð° ÑÑоÑона пÑоблемÑ. РконÑе конÑов, денÑги можно найÑи. Ðо как Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑаÑионалÑно иÑполÑзоваÑÑ? ÐÐµÐ´Ñ Ð¾Ð±ÑÑение — ÑÑо непÑоÑилÑное занÑÑие Ð´Ð»Ñ ÑоÑÑвеÑной компании!
Ð.Ð. ÐандÑик: Ðак пÑавило, ÑÑо каÑаеÑÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÐºÑеÑно Ñой или иной ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸. ÐÐ°Ñ Ð²ÑпÑÑкник Ð¾Ð±Ð»Ð°Ð´Ð°ÐµÑ ÑиÑокой ÑÑндаменÑалÑной подгоÑовкой. ÐУРпÑинÑипиалÑно не Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð·Ð°Ð»Ð¾Ð¶Ð¸ÑÑ Ð²Ñе Ñзкие ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкие Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² пÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑениÑ. ÐÑо ÑÑиÑÑваеÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑадии ÑпеÑиализаÑии, на ÑÑадии пÑоизводÑÑвеннÑÑ , пÑеддипломнÑÑ Ð¿ÑакÑик и Ñ.п. Ðод ÑÑо в ÑÑебнÑÑ Ð¿Ð»Ð°Ð½Ð°Ñ Ð¾ÑводиÑÑÑ Ð²ÑемÑ. ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑавилÑно оÑганизоваÑÑ Ð¾Ð±ÑÑение ÑпеÑиалиÑÑа по напÑавлениÑ, надо заÑанее знаÑÑ, кÑда же именно он Ð¿Ð¾Ð¹Ð´ÐµÑ ÑабоÑаÑÑ. ÐоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑение наÑÐ¸Ñ ÑÑÑденÑов оÑÑÑеÑÑвлÑеÑÑÑ Ð² ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвÑÑÑими обÑазоваÑелÑнÑми ÑÑандаÑÑами. СÑÑеÑÑвÑÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ и в Software Engineering, и в инÑоÑмаÑике.
РеÑÑÑ Ð»Ð¸ в наÑÐ¸Ñ ÐУÐÐ°Ñ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑÐºÐ°Ñ Ð±Ð°Ð·Ð° Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑденÑов IT-ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñм? Ðам не кажеÑÑÑ, ÑÑо лÑбой "пÑÐ¾ÐµÐºÑ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑионалÑной ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÐТ-обÑазованиÑ" неизбежно бÑÐ´ÐµÑ ÑазбиваÑÑÑÑ Ð¾ ÑÑÑовÑÑ Ð´ÐµÐ¹ÑÑвиÑелÑноÑÑÑ Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÑÑÑеÑнÑми клаÑÑами, обоÑÑдование коÑоÑÑÑ Ð½Ðµ обновлÑлоÑÑ Ñ ÑовеÑÑÐºÐ¸Ñ Ð²Ñемен?
Ð.Ð. ÐандÑик: ÐайÑи ÑейÑÐ°Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿ÑÑÑеÑнÑй клаÑÑ, коÑоÑÑй ÑÑÐ¾Ð¸Ñ ÐµÑÑ Ñ ÑовеÑÑÐºÐ¸Ñ Ð²Ñемен, доÑÑаÑоÑно Ñложно, еÑли не невозможно. ЧÑо каÑаеÑÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого обоÑÑдованиÑ, Ñо в вÑÑÑÐ¸Ñ ÑÑебнÑÑ Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸ÑÑ , неÑомненно, Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ налиÑие ÑовÑеменной компÑÑÑеÑной ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸. Рона еÑÑÑ. Ðозможно, не оÑвеÑаÑÑÐ°Ñ Ð½ÐµÐ¿Ð¾ÑÑедÑÑвеннÑм поÑÑебноÑÑÑм ÐТ-пÑоизводÑÑва, но вполне ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑм обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑденÑов (меÑодам, меÑодикам, ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñм ÑазÑабоÑки ÐÐ). ÐомпÑÑÑÐµÑ ÑÑал доÑÑÑпен.
Ðбновление же вÑÑиÑлиÑелÑной ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸, оÑÑÑеÑÑвлÑемое за ÑÑÐµÑ Ð±ÑджеÑнÑÑ ÑÑедÑÑв, на вÑÐµÑ ÑакÑлÑÑеÑÐ°Ñ ÐУÐа пÑоблемаÑиÑно. ÐÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ð¾Ñобенно Ñ Ð¾ÑоÑо ÑеÑаеÑÑÑ, когда ÑакÑлÑÑеÑÑ ÑпеÑиалÑного пÑоÑÐ¸Ð»Ñ ÑоÑÑÑдниÑаÑÑ Ñ Ð¿ÑедпÑиÑÑиÑми-поÑÑебиÑелÑми, напÑимеÑ, ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ ÑовмеÑÑнÑе ÐТ-лабоÑаÑоÑии. ÐомпÑÑÑеÑÐ½Ð°Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ° Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑденÑов должна обновлÑÑÑÑÑ Ð½Ðµ Ñеже, Ñем Ñаз в пÑÑÑ Ð»ÐµÑ. ÐовÑоÑÑÑ, ÑÑо вÑÑ Ð¾Ð´ пÑоÑилÑнÑÑ ÐТ-ÑакÑлÑÑеÑов – ÑоÑÑÑдниÑеÑÑво Ñ Ð¿Ð¾ÑÑебиÑелем.
ÐоÑÑÑпноÑÑÑ Ð²ÑÑиÑлиÑелÑной ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¸ Ð´Ð»Ñ ÐУÐов Ñакже опиÑаеÑÑÑ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо ÑÑÑденÑÑ ÑÑаÑÑÐ¸Ñ ÐºÑÑÑов Ñже, как пÑавило, имеÑÑ Ð»Ð¸ÑнÑе ноÑÑбÑки и иÑполÑзÑÑÑ Ð¸Ñ Ð² ÑелÑÑ Ð¾Ð±ÑÑениÑ.
Ð.Ð. ÐикÑлÑÑин: Ðа ÑегоднÑ, благодаÑÑ ÑоÑÑÑдниÑеÑÑÐ²Ñ Ñ ÐдминиÑÑÑаÑией ÐÐТ и ÐÑÑоÑиаÑией «ÐнÑопаÑк», в ÐÐУÐРеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð°Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑÐºÐ°Ñ Ð±Ð°Ð·Ð° Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑденÑов IT-ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñм. ХоÑеÑÑÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо даже малÑй Ð±Ð¸Ð·Ð½ÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑаеÑÑÑ Ñ Ð¿ÑедложениÑми внеÑÑи поÑилÑнÑй вклад в ÑкÑепление ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкой Ð±Ð°Ð·Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑа обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑденÑов.
ÐелоÑÑÑÑÐºÐ°Ñ ÑиÑÑема обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑовÑеменнÑм ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñм — ÑÑо адапÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ°Ð»Ñка западного опÑÑа в ÑÑой облаÑÑи или Ñ Ð½ÐµÐµ еÑÑÑ ÐºÐ°ÐºÐ¸Ðµ-Ñо коÑеннÑе оÑлиÑиÑ? У Ð½Ð°Ñ Ð²Ñе-Ñаки оÑÐµÐ½Ñ ÑазнÑе Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ñ Ðº обÑÑениÑ, обÑазоваÑелÑнÑе ÑиÑÑемÑ.
Ð.Ð ÐандÑик.: Ðи в коем ÑлÑÑае не калÑка западного опÑÑа, даже не адапÑаÑÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½ÑÑ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑÑ Ð¿ÑогÑамм к наÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑениÑ. ÐÑÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑиÑÑема ÐТ-обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² РеÑпÑблике ÐелаÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð¸ÑаеÑÑÑ Ð½Ð° ÑÑндаменÑалÑнÑе Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ñ Ðº поÑÑÑÐ¾ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑебного пÑоÑеÑÑа, на ÑиÑÑемÑ, коÑоÑÐ°Ñ Ð² Ñелом бÑла поÑÑÑоена в СовеÑÑком СоÑзе: на ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого, ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкого и еÑÑеÑÑвенно-наÑÑного обÑазованиÑ. ÐоÑÑаÑоÑно болÑÑое колиÑеÑÑво аÑдиÑоÑнÑÑ Ð·Ð°Ð½ÑÑий на ÐТ-ÑпеÑиалÑноÑÑÑÑ Ð² белоÑÑÑÑÐºÐ¸Ñ ÐУÐÐ°Ñ Ð´Ð°ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑÑÑденÑÑ Ð² полной меÑе ÑÑвоиÑÑ ÑÑебнÑй маÑеÑиал. ÐонеÑно, пÑи поÑÑÑоении пÑоÑеÑÑа обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑиÑÑваÑÑÑÑ Ñе изменениÑ, коÑоÑÑе пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑ Ð² миÑовой ÐТ-оÑÑаÑли, ÑÑебованиÑ, коÑоÑÑе вÑдвигаÑÑÑÑ Ðº ÑовÑÐµÐ¼ÐµÐ½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐТ-ÑпеÑиалиÑÑÑ. ÐÑÑаÑи, Ñ Ð¾ÑеÑÑÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо ÑеÑкого опÑÐµÐ´ÐµÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ “ÐТ-ÑпеÑиалиÑÑа” не ÑÑÑеÑÑвÑеÑ. Ðадо ÑазделÑÑÑ Ð¿ÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÑдÑÑего ÑпеÑиалиÑÑа Ñ Ð¾ÑÑ Ð±Ñ Ð¿Ð¾ ÑÑим ÑÑем позиÑиÑм: Computer science, Software Engineering, Information technologies.
Ð.Ð. ÐикÑлÑÑин: РвÑÑ-Ñаки ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑаем ÑÑÑденÑов в ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ Ð¸Ð½ÑеÑеÑами ÐТ-пÑедпÑиÑÑий, а ÑледоваÑелÑно, в ÑÑÑеÑÑвенной ÑÑепени по междÑнаÑодно пÑинÑÑÑм ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñм. ЧÑо каÑаеÑÑÑ ÑазнÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð² к обÑÑениÑ, Ñо Ñ ÑÑиÑаÑ, ÑÑо нÑжно ÑнижаÑÑ Ð¾Ð±Ñем аÑдиÑоÑнÑÑ Ð·Ð°Ð½ÑÑий в ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ ÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑаÑов ÑамоÑÑоÑÑелÑной ÑабоÑÑ ÑÑÑденÑов. Ðажно, ÑÑо ÑÑÑденÑÑ Ð½Ð°ÑинаÑÑ Ñами ÑÑо понимаÑÑ. ÐапÑимеÑ, лекÑий по пÑогÑаммиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² пÑогÑамме обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° Ðападе – на 18-20 ÑаÑов. РнаÑÐ¸Ñ ÐУÐÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ за 100. Ðадо пÑиближаÑÑÑÑ Ðº Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑазованиÑ, Ð´Ð°Ð²Ð°Ñ ÑолÑко канвÑ, оÑновнÑе понÑÑиÑ, а далее – ÑамоÑÑоÑÑелÑÐ½Ð°Ñ ÑабоÑа ÑÑÑденÑа, пÑи Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи — Ñ ÐºÐ¾Ð½ÑÑлÑÑаÑиÑми педагога. ÐÑоÑеÑÑ Ð¾Ð±ÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² ÑовÑеменнÑÑ ÑÑловиÑÑ ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð¿ÑимизиÑоваÑÑ.
ÐаÑколÑко важна Ð´Ð»Ñ IT-ÑпеÑиалиÑÑа глÑÐ±Ð¾ÐºÐ°Ñ ÑеоÑеÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовка? У Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð² поÑледнее вÑÐµÐ¼Ñ ÑкладÑваеÑÑÑ Ð²Ð¿ÐµÑаÑление, ÑÑо навÑки ÑабоÑÑ Ñ IT — ÑиÑÑо пÑикладнÑе, и им можно бÑÑÑÑо наÑÑиÑÑÑÑ Ð½Ð° пÑакÑике. ÐаÑколÑко ÑÑндаменÑалÑной должна бÑÑÑ Ð±Ð°Ð·Ð° знаний?
Ð.Ð. ÐандÑик: Я пÑедÑÑавлÑÑ ÐÐУ, в ÑаÑÑноÑÑи, еÑÑеÑÑвеннонаÑÑное обÑазование, маÑемаÑиÑеÑкие наÑки. Ð ÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÐ°Ð·Ð´ÐµÐ»Ñ Ð¾ÑноÑиÑÑÑ ÑпеÑиалÑноÑÑÑ «Ð¸Ð½ÑоÑмаÑика». ÐÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð°ÑемаÑиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовка, коÑоÑÐ°Ñ ÑоÑмиÑÑÐµÑ ÑÑÑойноÑÑÑ Ð¼ÑÑлениÑ, ÑиÑÑемнÑй взглÑд на пÑоиÑÑ Ð¾Ð´ÑÑие пÑоÑеÑÑÑ, подÑеÑкиваÑ, ÑвлÑеÑÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð²ÑпÑÑкника ÑÑой ÑпеÑиалÑноÑÑи оÑновополагаÑÑей. ФÑндаменÑалÑнÑе Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ñ Ðº ÑеоÑиÑм кодиÑованиÑ, инÑоÑмаÑии, алгоÑиÑмов, ÑÑанÑлÑÑии Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ знаÑÑ Ð¸ ÑпеÑиалиÑÑÑ, коÑоÑÑй «ÑÑановиÑÑÑ Ðº ÑÑанкѻ ÐТ-пÑоизводÑÑва, и его ÑÑководиÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð»Ñ Ð¿ÑинÑÑÐ¸Ñ Ð¿ÑавилÑного ÑÑÑаÑегиÑеÑкого ÑеÑениÑ.
ÐÐ»Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾-Ñо нÑжна глÑÐ±Ð¾ÐºÐ°Ñ ÑÑндаменÑалÑÐ½Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовка, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾-Ñо доÑÑаÑоÑно опÑеделеннÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð·Ð½Ð°Ð½Ð¸Ð¹. ÐÐ»Ñ Ð¿Ð¾ÑÐ»ÐµÐ´Ð½Ð¸Ñ ÑÑо акÑÑалÑно в ÑлÑÑае, еÑли в ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÑпеÑиалиÑÑÐ°Ñ ÐµÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑÑ Ð½Ð° ближайÑие 5 леÑ. Ðалее он пÑÐ¾Ð¹Ð´ÐµÑ ÐºÑÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ²Ð°Ð»Ð¸ÑикаÑии или пеÑеподгоÑовкÑ. Такой Ñлой в ÐТ Ñоже пÑиÑÑÑÑÑвÑеÑ. Ðднако ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð²-пÑогÑаммиÑÑов недоÑÑаÑоÑно. Ð ÑвÑзи Ñ ÑÑим Ñ Ð¾ÑеÑÑÑ Ð¾ÑмеÑиÑÑ, ÑÑо в ÐелаÑÑÑи надо вÑÑÑÑаиваÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ ÑÑеднего ÑпеÑиалÑного обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² ÐТ-оÑÑаÑли.
СÑиÑаÑ, ÑÑо вÑÑÑее обÑазование Ñакже ÑледÑÐµÑ Ð´ÐµÐ»Ð¸ÑÑ Ð½Ð° Ñлои. ÐпÑеделÑÑÑÑÑ Ð¾Ð½Ð¸ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑнÑми ÑÑандаÑÑами, ÑазÑабаÑÑваемÑми ÐиниÑÑеÑÑÑвом обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¸ пÑедÑÑавиÑелÑми ÐТ-оÑÑаÑли – Ñ Ð´ÑÑгой. ÐÑÑоÑиаÑÐ¸Ñ “ÐнÑопаÑк”, пÑедÑÑавлÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑÑ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð°Ð½Ð¸Ð¹-Ñленов, взаимодейÑÑвÑÐµÑ Ñ ÐинобÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ положиÑелÑно влиÑÐµÑ Ð½Ð° ÑодеÑжание ÐТ-обÑазованиÑ. ÐдминиÑÑÑаÑÐ¸Ñ ÐÐТ и ÐÑÑоÑиаÑÐ¸Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾Ð³Ð°ÑÑ ÑеÑаÑÑ Ð¿ÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ ÐТ-обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¸ ÐТ-оÑÑаÑли ÑеÑез ÑпеÑиализиÑованнÑй ÐооÑдинаÑионнÑй ÑовеÑ, ÑозданнÑй пÑи ÐиниÑÑеÑÑÑве обÑазованиÑ.
Ð.Ð. ÐикÑлÑÑин: Ðожно вÑделиÑÑ Ð´Ð²Ðµ гÑÑÐ¿Ð¿Ñ ÑпеÑиалиÑÑов: кодиÑовÑики и поÑÑановÑики задаÑ. Так назÑваемÑе, «Ð³Ð»ÑÑ Ð¸Ðµ» пÑогÑаммиÑÑÑ Ð½Ðµ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð´ÑмаÑÑ, ÑÑо ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð·Ð° пÑогÑаммой, они ÑабоÑаÑÑ Ð¿Ð¾ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð°Ð»Ð³Ð¾ÑиÑмÑ, ÑеализÑÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÑ Ð¿ÑогÑаммÑ. РпоÑÑановÑик Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ ÑвидеÑÑ ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð² Ñелом, ÑоÑмализоваÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°ÑÑ, ÑоÑÑавиÑÑ Ð°Ð»Ð³Ð¾ÑиÑм, заÑем запÑогÑаммиÑоваÑÑ. ÐÐ¾Ñ Ð·Ð´ÐµÑÑ Ð½ÑÐ¶Ð½Ñ Ð³Ð»Ñбокие знаниÑ, пÑежде вÑего маÑемаÑика и пÑедмеÑÐ½Ð°Ñ Ð¾Ð±Ð»Ð°ÑÑÑ.
Ðа ÐÐ°Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд, ÑÑебÑÑÑÑÑ Ð»Ð¸ оÑобÑе пÑиÑоднÑе даннÑе, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ, даже вÑожденнÑе генеÑиÑеÑкие задаÑки Ð´Ð»Ñ IT-ÑпеÑиалиÑÑа?
Ð.Ð. ÐандÑик: ÐбÑзаÑелÑно нÑжнÑ. Ðо-пеÑвÑÑ , ÑпоÑобноÑÑÑ Ðº абÑÑÑакÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ Ð¼ÑÑлениÑ, а Ñ Ð´ÑÑгой ÑÑоÑонÑ, Ñакже и конкÑеÑноÑÑÑ Ð¼ÑÑÐ»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеÑко ÑаÑпиÑаннÑÑ Ð¿ÑнкÑÑалÑнÑÑ Ð·Ð°Ð´Ð°Ñ.
Ðо-вÑоÑÑÑ , ÑиÑÑемноÑÑÑ Ð¼ÑÑлениÑ, оÑÑÑÑÑÑвие коÑоÑого бÑло возможно ÑолÑко Ñ Ð¼Ð°ÑÑового ÑпеÑиалиÑÑа, вÑполнÑÑÑего конкÑеÑнÑй ÑÑап ÑабоÑÑ, ÑаÑпÑоÑÑÑаненного, напÑимеÑ, в 90-е годÑ. С поÑвлением дÑÑгого пÑогÑаммиÑованиÑ, дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð² пÑоизоÑли Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑоÑÑаве пÑогÑаммиÑÑов и в гендеÑном плане. Ð¡ÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ð½Ð° ФÐÐÐ ÐÐУ 80% ÑÑÑденÑов — мÑжÑкого пола.
Ð.Ð. ÐикÑлÑÑин: Я Ð¼Ð¾Ð³Ñ Ð¿ÑивеÑÑи маÑÑÑ Ð¿ÑимеÑов, когда вÑпÑÑкников ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð°Ð»ÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð¾ÑÑиÑлÑÑÑ. Ðни не ÑпÑавлÑÑÑÑÑ Ñ ÑÑебной пÑогÑаммой. У Ð½Ð¸Ñ ÐµÑÑÑ ÑÑидÑивоÑÑÑ, ÑпоÑÑÑво, но Ð½ÐµÑ Ð¿ÑиÑоднÑÑ Ð´Ð°Ð½Ð½ÑÑ Ðº инÑоÑмаÑике, Ð½ÐµÑ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ¸ ÑоÑÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑогÑамм. ÐÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð¶Ðµ наобоÑоÑ, когда ÑÑÑденÑÑ Ñ Ð½Ðµ ÑамÑми лÑÑÑими ÑколÑнÑми аÑÑеÑÑаÑами ÑÑановÑÑÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑими пÑогÑаммиÑÑами, Ñ.е. Ñ Ð½Ð¸Ñ ÐµÑÑÑ ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑие пÑиÑоднÑе даннÑе, коÑоÑÑе ÑазвиваÑÑÑÑ Ð²Ð¾ вÑÐµÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÐУÐе. ÐÑÑÑ ÑклонноÑÑи к мÑзÑке, еÑÑÑ ÑклонноÑÑи к пÑогÑаммиÑованиÑ. Ðо еÑÑ Ð¾ÑÐµÐ½Ñ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾, и ÑÑо Ñ Ñ Ð¾ÑÑ Ð¿Ð¾Ð´ÑеÑкнÑÑÑ, бÑÑÑ ÑÑÑойÑивÑм к компÑÑÑеÑной завиÑимоÑÑи.
Ðаков "ÑазбÑоÑ" ÑпеÑиализаÑий в облаÑÑи IT? Ðакие напÑÐ°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑейÑÐ°Ñ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ акÑÑалÑнÑ?
Ð.Ð. ÐандÑик: РазбÑÐ¾Ñ ÐТ-ÑпеÑиализаÑий доÑÑаÑоÑно ÑиÑокий. Ðажно ÑиÑÑемаÑизиÑоваÑÑ Ð¸ пÑавилÑно ÑаÑпÑеделиÑÑ Ð¸Ñ Ð¿Ð¾ напÑавлениÑм, пÑоÑилÑм. ÐапÑимеÑ, ÑпеÑиалÑноÑÑÑ «Ð¸Ð½ÑоÑмаÑика», коÑоÑÐ°Ñ Ð² ÐелаÑÑÑи впеÑвÑе бÑла оÑкÑÑÑа на ФÐÐÐ ÐÐУ, Ð²Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² ÑиÑÑÐµÐ¼Ñ Ð¼Ð°ÑемаÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк еÑÑеÑÑвенно-наÑÑного пÑоÑилÑ. ÐÑÑÑ Ñакже ÑпеÑиалÑноÑÑÑ «ÑкономиÑеÑÐºÐ°Ñ Ð¸Ð½ÑоÑмаÑика», коÑоÑÐ°Ñ Ð¾ÑноÑиÑÑÑ Ñже к ÑкономиÑеÑким наÑкам. ÐÑи «Ð¸Ð½ÑоÑмаÑики» в Ñем-Ñо пеÑеÑекаÑÑÑÑ, но ÑпеÑиалиÑÑÑ Ð³Ð¾ÑовÑÑÑÑ Ñазного пÑоÑилÑ. ÐÑогÑаммиÑование, админиÑÑÑиÑование ÑеÑей и дÑ. делÑÑÑÑ Ð½Ð° ÑпеÑиализаÑии, обÑÑаÑÑие Ñем или инÑм ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñм. Ðднако делиÑÑ Ð¿Ð¾ ÑпеÑиализаÑиÑм важно не на пеÑвом кÑÑÑе. СнаÑала ÑÑÑденÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ даÑÑ Ð±Ð°Ð·Ð¾Ð²Ñе ÑÑндаменÑалÑнÑе знаниÑ.
Ðо Ð¿Ð¾Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð°ÐºÑÑалÑнÑÑ Ð½Ð°Ð¿Ñавлений ÐТ-обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ Ð³Ð¾Ð²Ð¾ÑиÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебиÑели. ÐÑи ÑÑом ÑеÑко ÑÑоÑмÑлиÑоваÑÑ Ð½Ð°Ð¿ÑавлениÑ. Ð ÑожалениÑ, заÑаÑÑÑÑ ÐТ-пÑедпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°ÑÑ ÑолÑко акÑÑалÑнÑе Ð´Ð»Ñ Ð½Ð¸Ñ Ð² даннÑй Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸.
Ðменно в ÑÑой облаÑÑи вÑе менÑеÑÑÑ Ñак бÑÑÑÑо: новÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ и, Ñкажем Ñак, "новÑе знаниÑ" ÑождаÑÑÑÑ Ð±ÑквалÑно ежедневно. С какой пеÑиодиÑноÑÑÑÑ, на ÐÐ°Ñ Ð²Ð·Ð³Ð»Ñд, ÑпеÑиалиÑÑÑ IT надо повÑÑаÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÐºÐ²Ð°Ð»Ð¸ÑикаÑиÑ?
Ð.Ð. ÐандÑик: Ð ÑожалениÑ, а, Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ, и к ÑÑаÑÑÑÑ – непÑеÑÑвно. ÐÑобенно бÑÑÑÑо менÑÑÑÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸. ÐоÑÐµÐ¼Ñ Ðº ÑожалениÑ? ÐÑа поÑÑебноÑÑÑ Ð² повÑÑении квалиÑикаÑии оÑÐµÐ½Ñ ÑказÑваеÑÑÑ Ð½Ð° пÑеподаваÑелÑÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ð´ÑÐ°Ñ , Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ñакое обÑÑение ÑвлÑеÑÑÑ Ð½Ð°ÐºÐ»Ð°Ð´Ð½Ñм в ÑинанÑовом ÑмÑÑле. Тем не менее, пÑеподаваÑели ÑегÑлÑÑно повÑÑаÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÐºÐ²Ð°Ð»Ð¸ÑикаÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑÐ¸Ñ ÐºÑÑÑÐ°Ñ , ÑеминаÑÐ°Ñ , конÑеÑенÑиÑÑ . ÐÑобенно ÑенÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ ÑÑаÑÑÐ¸Ñ Ð² ÑпеÑиализиÑованнÑÑ ÑоÑÑÐ¼Ð°Ñ .
ÐÑвÑие вÑпÑÑкники, Ð¸Ð¼ÐµÑ ÑÑндаменÑалÑнÑе базовÑе знаниÑ, гоÑÐ¾Ð²Ñ Ðº ÑамообÑазованиÑ. Рв завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð¿Ð¾ÑÑебноÑÑи пÑедпÑиÑÑиÑ-ÑабоÑодаÑÐµÐ»Ñ ÑегÑлиÑÑеÑÑÑ ÑаÑÑоÑа планиÑÑемÑÑ Ð¿ÑедпÑиÑÑием меÑопÑиÑÑий по повÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ²Ð°Ð»Ð¸ÑикаÑии ÑпеÑиалиÑÑа.
Ð.Ð. ÐикÑлÑÑин:. СпеÑиалиÑÑ Ð² облаÑÑи ÐТ должен ÑÑиÑÑÑÑ Ð½ÐµÐ¿ÑеÑÑвно, вÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, инаÑе он ÑÑÐ°Ð·Ñ Ð¾ÐºÐ°Ð¶ÐµÑÑÑ Ð² когоÑÑе оÑÑÑаÑÑÐ¸Ñ . ÐÑо и ÑамообÑазование, и кÑÑÑÑ, ÑеминаÑÑ Ð¸, конеÑно, ÑпеÑиализиÑованнÑе конÑеÑенÑии.
Ðакое обÑазование имеÑÑ Ñе, кÑо ÑейÑÐ°Ñ Ð¿ÑÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð°ÐµÑ IT? ÐÐµÐ´Ñ Ð¿Ñеподавание подобного пÑедмеÑа наÑалоÑÑ Ð¾ÑноÑиÑелÑно недавно. Ðак можно бÑло Ð±Ñ ÑлÑÑÑиÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾ÑÐ¾Ð²ÐºÑ ÑÐ°Ð¼Ð¸Ñ Ð¿ÑеподаваÑелей?
Ð.Ð. ÐикÑлÑÑин: ÐолÑÑÐ°Ñ Ð¿Ñоблема в Ñом, ÑÑо за Ð³Ð¾Ð´Ñ Ð¿ÐµÑеÑÑÑойки и некÑоÑое вÑÐµÐ¼Ñ Ð¿Ð¾Ñле Ð½ÐµÑ Ð±Ñли ÑÑÑаÑÐµÐ½Ñ Ð¾ÑеÑеÑÑÐ²ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ Ð¾ÑÑаÑÐ»ÐµÐ²Ð°Ñ Ð½Ð°Ñка и важнÑе оÑÑаÑли, Ñакие как ÑлекÑÑÐ¾Ð½Ð½Ð°Ñ Ð¸ компÑÑÑеÑÐ½Ð°Ñ Ð¿ÑомÑÑленноÑÑÑ. Ðменно оÑÑаÑÐ»ÐµÐ²Ð°Ñ Ð½Ð°Ñка давала оÑÐµÐ½Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ пÑеподаваÑелÑÑÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ð´Ñов, обладаÑÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¿ÑÑом в пÑоведении иÑÑледоваÑелÑÑÐºÐ¸Ñ Ð¸ конÑÑÑÑкÑоÑÑÐºÐ¸Ñ ÑабоÑ. СейÑÐ°Ñ ÐºÐ°Ð´ÑÑ Ð½Ð°Ð´Ð¾ гоÑовиÑÑ Ñамим ÑнивеÑÑиÑеÑам, и ÑнивеÑÑиÑеÑÑ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ñ ÑеÑнее ÑоÑÑÑдниÑаÑÑ Ñ ÐТ-индÑÑÑÑией. ÐÑжна обÑаÑÐ½Ð°Ñ ÑвÑÐ·Ñ ÑеÑез ÑовмеÑÑнÑе лабоÑаÑоÑии, пÑакÑики, пÑоÑеÑÑионалÑнÑе конÑеÑенÑии. ÐайÑкий ÑоÑÑм по инженеÑии ÐÐ (SEF 2009) как Ñаз и должен поÑлÑжиÑÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ñакого ÑоÑÑÑдниÑеÑÑва.
Ðакие конкÑеÑнÑе меÑÑ Ñледовало Ð±Ñ Ð¿ÑедпÑинимаÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð±Ñей пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð² вÑÑÑем обÑазовании — пÑивлеÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ Ð¸ пеÑÑпекÑивнÑÑ ÑпеÑиалиÑÑов к пÑеподаваÑелÑÑкой деÑÑелÑноÑÑи в ÐУÐÐ°Ñ ?
Ð.Ð. ÐандÑик: ÐÐ²Ð¸Ð´Ñ Ð±Ð¾Ð»ÑÑой ÑазниÑÑ Ð² заÑплаÑÐ°Ñ Ð¿ÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð¸ ÑабоÑника ÐТ-пÑедпÑиÑÑиÑ, пÑивлеÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´ÑÑ Ð¿ÑеподаваÑелей в ÐУÐÑ Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ лиÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑÑ Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°ÑÑной деÑÑелÑноÑÑи. ÐÑÑÑ ÐµÑе и педагоги, недавние вÑпÑÑкники, пÑиÑедÑие ÑабоÑаÑÑ Ð¿Ð¾ моÑалÑнÑм ÑообÑажениÑм или пÑоÑÑо ÑÑиÑÐ°Ñ ÑабоÑÑ Ð² ÐУÐе пÑеÑÑижной. ÐÑеÑÑиж ÑабоÑÑ Ð¿ÑеподаваÑÐµÐ»Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶ÐµÐ½ вÑÑабаÑÑваÑÑÑÑ ÐµÑе в Ñколе.
Ð.Ð. ÐикÑлÑÑин: РеÑаÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑÐ¾Ñ Ñ Ð·Ð°ÑабоÑной плаÑой. ÐÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð´Ñе педагоги, коÑоÑÑе лÑбÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑабоÑÑ. Ðм нÑавиÑÑÑ Ð¾Ð±ÑÑаÑÑ ÑÑÑденÑов, они имеÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑие ÑезÑлÑÑаÑÑ ÑабоÑÑ. Ðо возможноÑÑи ÑÑководÑÑво ÐУÐа Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð´ÐµÑживаеÑ, но Ñакие пÑеподаваÑели, как пÑавило, и пÑакÑики Ñ Ð¾ÑоÑие. Со вÑеменем они Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ вÑÑокооплаÑиваемÑÑ ÑабоÑÑ Ð½Ð° ÐТ-пÑедпÑиÑÑии. СпаÑÐ°ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ðµ оÑкÑÑÑие на базе ÐУÐа ÑовмеÑÑнÑÑ ÐТ-лабоÑаÑоÑий, коÑоÑÑе оÑганизÑÑÑÑÑ Ð¿Ñи ÑÑаÑÑии ÐТ-компаний, в Ñом ÑиÑле Ñленов ÐÑÑоÑиаÑии «ÐнÑопаÑк» и ÑезиденÑов ÐÐТ. ÐбÑÑеннÑе пÑедпÑиÑÑием ÑаланÑливÑе молодÑе педагоги Ñ ÑдоволÑÑÑвием ÑабоÑаÑÑ Ð² лабоÑаÑоÑиÑÑ Ð¿Ð¾ конкÑеÑнÑм ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñм, Ð¸Ð¼ÐµÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ²Ð°Ð»Ð¸ÑикаÑии, а Ñакже ÑкÑÐµÐ¿Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñвоего маÑеÑиалÑного положениÑ. Ðо договоÑÑ Ñ ÐУÐом ÐТ-пÑедпÑиÑÑие не Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ Ð¿Ñава в ÑеÑение неÑколÑÐºÐ¸Ñ Ð»ÐµÑ Ð¿ÐµÑеманиÑÑ Ð¿ÐµÐ´Ð°Ð³Ð¾Ð³Ð° к Ñебе на ÑабоÑÑ.
ÐнедÑÑÑÑÑÑ Ð»Ð¸ новÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ваÑÐ¸Ñ Ð²ÑÐ·Ð°Ñ . Ðак ÑаÑÑо Ð²Ñ Ð¼ÐµÐ½ÑеÑе или обновлÑеÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑденÑов?
Ð.Ð. ÐандÑик: ÐепÑеÑÑвно. Ð ÐÐУ дейÑÑвÑÐµÑ ÑиÑÑема ÑиÑокомаÑÑÑабного внедÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²ÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑÑÑденÑов как ÑÑедÑÑв обÑÑениÑ. Ðо пÑÐ¸ÐºÐ°Ð·Ñ ÑекÑоÑа Ñ ÑÑого года ÑлекÑÑоннÑе ÑоÑÐ¼Ñ Ð¾Ð±ÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð½ÐµÐ´ÑÑÑÑÑÑ Ð² заоÑное обÑÑение.
РазÑабаÑÑваÑÑÑÑ Ð¸ иÑполÑзÑÑÑÑÑ ÑлекÑÑоннÑе поÑобиÑ, ÑлекÑÑоннÑе библиоÑеки. Ðо Ð·Ð°Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐиниÑÑеÑÑÑва обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² ÑÐ°Ð¼ÐºÐ°Ñ Ð²ÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ «ÐлекÑÑоннÑй ÑÑебник» в ÐÐУ ÑазÑабоÑано ÑлекÑÑонное ÑÑедÑÑво обÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ (ÐСÐ) по пÑедмеÑÑ «ÐÑогÑаммиÑование». ÐÑо ÑÑебно-меÑодиÑеÑкий комплекÑ, ÑазÑабоÑаннÑй в опÑеделенной ÑÑеде Ñ ÑдобнÑм инÑеÑÑейÑом, оÑиенÑиÑованнÑй на ÑÑÑденÑа. ÐдобÑено в пÑинÑипе поÑÑÑоение ÑÑого ÑлекÑÑонного ÑÑебника и ÑÑеда, в коÑоÑой он вÑполнен. ÐÑ Ñже пÑиÑÑÑпили к ÑазÑабоÑке подобного ÑÑебника по кÑÑÑÑ «ÐÑÑÑÐ°Ñ Ð¼Ð°ÑемаÑика» Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÐµÑ ÑпеÑиалÑноÑÑей ÑÑебнÑÑ Ð·Ð°Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ð¹ РеÑпÑблики ÐелаÑÑÑÑ, где ÑÑÐ¾Ñ ÐºÑÑÑ Ð¿ÑеподаеÑÑÑ. ÐалÑнейÑее ÑазвиÑие ÐСРпÑедполагаеÑÑÑ Ð² ÑеÑевом ваÑианÑе.
ÐоÑледние ÑÑи-ÑеÑÑÑе года Ð¼Ñ ÑабоÑаем по ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñм компаний-ÑезиденÑов ÐÐТ, в Ñом ÑиÑле и Ñленов ÐÑÑоÑиаÑии «ÐнÑопаÑк». Ð ÑÑо ÑамÑе пеÑедовÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ Ð´Ð»Ñ Ð½Ð°Ñей РеÑпÑблики. Ðак ÑолÑко ÑÐµÐ·Ð¸Ð´ÐµÐ½Ñ Ð¾Ð±Ð½Ð¾Ð²Ð¸Ð» Ñвои ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸, они ÑÑановÑÑÑÑ Ð½Ð°Ñим доÑÑоÑнием. ÐаÑи ÑÑÑденÑÑ – ÑÑо по ÑÑÑи дела Ð¸Ñ ÐºÐ°Ð´ÑÑ, Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾ÑоÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾ÑовленнÑе ÐТ-пÑедпÑиÑÑиÑми педагоги пÑоводÑÑ Ð¼Ð°ÑÑеÑ-клаÑÑÑ, дополниÑелÑнÑе занÑÑиÑ, ÑÑенинги по конкÑеÑнÑм ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñм. Ðа вÑÑ Ð¾Ð´Ðµ – гоÑовÑй ÑпеÑиалиÑÑ. ÐдапÑаÑÐ¸Ñ Ñакого вÑпÑÑкника на ÑиÑме Ð·Ð°Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÐµÑ Ð¼Ð¸Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð»ÑнÑй ÑÑок.
ÐаÑколÑко ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ ÐТ-обÑÐ°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² ÐелаÑÑÑи оÑÑÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ñ Ð·Ð°Ð¿Ð°Ð´Ð½Ð¾Ð³Ð¾? Ð Ñем ÑÑо болÑÑе вÑего пÑоÑвлÑеÑÑÑ?
Ð.Ð. ÐандÑик: ÐÑпÑÑкники ФÐÐРвоÑÑÑÐµÐ±Ð¾Ð²Ð°Ð½Ñ Ð·Ð° ÑÑбежом, имеÑÑ Ñ Ð¾ÑоÑие оÑзÑÐ²Ñ Ð¾ ÑабоÑе. ЧÑо каÑаеÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¾Ð±Ñе ÐТ-обÑазованиÑ, Ñо, еÑли пÑедÑÑавиÑÑ ÑÑовни знаний вÑпÑÑкников в виде пиÑÐ°Ð¼Ð¸Ð´Ñ – веÑÑ Ð½Ð¸Ð¹, ÑÑедний, нижний, — Ñо Ð¼Ñ Ð¾ÑÑÑаем в ÑÑеднем, маÑÑовом ÑÑовне. ÐÑа пÑоÑлойка в наÑей пиÑамиде Ñонка. Ð ÑожалениÑ, невелика и нижнÑÑ ÑаÑÑÑ. ÐаÑо веÑÑ ÑÑка пиÑÐ°Ð¼Ð¸Ð´Ñ Ñ Ð½Ð°Ñ Ð·Ð½Ð°ÑиÑелÑно болÑÑе. ÐдеÑÑ ÐµÑÑÑ Ñем и кем гоÑдиÑÑÑÑ. Ðб ÑÑом говоÑÑÑ Ð¸ ÑÑÑденÑеÑкие междÑнаÑоднÑе олимпиадÑ, конкÑÑÑÑ. То же можно ÑказаÑÑ Ð¸ о ÑоÑÑийÑком, ÑкÑаинÑком ÐТ-обÑазовании. ÐÑо обÑÑÑнÑеÑÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑÑндаменÑалÑнÑм Ð¿Ð¾Ð´Ñ Ð¾Ð´Ð¾Ð¼.
Ð.Ð. ÐикÑлÑÑин: Ðо Ñловам, к пÑимеÑÑ, ÐÑÐºÐ°Ð´Ð¸Ñ Ðобкина. – пÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ Ð¡Ð¾Ð²ÐµÑа диÑекÑоÑов компании «ÐÐÐРСиÑÑемз», наÑÐ¸Ñ ÑпеÑиалиÑÑов за ÑÑбежом ÑенÑÑ. Ðн, имеÑÑий богаÑÑй междÑнаÑоднÑй опÑÑ ÑабоÑÑ, ÑвеÑÑеÑ, ÑÑо ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ Ð¿Ð¾Ð´Ð³Ð¾Ñовки вÑпÑÑкников ÐТ-ÑпеÑиалÑноÑÑей наÑÐ¸Ñ ÐУÐов ниÑÑÑÑ Ð½Ðµ Ñ Ñже, Ñем в евÑопейÑÐºÐ¸Ñ ÑÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ Ð¸ СШÐ. РезидеÐ