Калийная соль белорусского делового интернета. Все на экспорт

Закончилась крупнейшая белорусская конференция крупнейшего интернет-конгломерата. 2 дня докладчики очень разных калибров рассказывали о ситуации в мире и немного учили, как поставлять больше калийной соли. Это мое главное впечатление от конференции – к байнету относятся как к в калийной соли, экспортному ресурсу.

Закончилась крупнейшая белорусская конференция крупнейшего интернет-конгломерата. 2 дня докладчики очень разных калибров рассказывали о ситуации в мире и немного учили, как поставлять больше калийной соли. Это мое главное впечатление от конференции – к байнету относятся как к в калийной соли, экспортному ресурсу. И идея большинства докладов – экспортируйте все что есть, оставляя локальным ресурсам доедать крохи бюджетов и удовлетворять самую легкомысленную аудиторию. Главные интересы которой — проститутки, чупакабры, аварии и шокирующие подробности.

Конференция понравилась контентом, но решительно не понравилась организацией. Маленькие залы, слабое звукоусиление, неумение организовывать дискуссии и работать с пришедшей аудиторией вместо зачитывания вопросов из твиттера. Проблемы с парковкой (гаи штрафовало участников в конце первого дня за парковку авто рядом с местом проведения), с негласными изменениями в программе, с неработающим официальным сайтом в первый день конференции.

По ответам представителей лидирующих площадок байнета на круглом столе стало понятно, что позитивных изменений на рынке ждать не стоит, а прикладывать усилия следует на других рынках – они там и окупаются лучше, и спрос на них выше.

Удивило количество слушателей. В залах не было свободных мест, люди душились в проходах и слушали выступления из фойе. Многие конспектировали доклады, фотографировали экран с заинтересовавшим их слайдом. Значит, дефицит знаний. Значит, людям негде учиться. Значит все наши коммерческие интернет-компании не занимаются образованием аудитории, собственным имиджем и имиджем отрасли – ведь очевидно, что часть пришедших имела запрос «научите нас тратить наши деньги на ваши услуги».

Также сложилось стойкое впечатление, что Беларусь покинула список интересов трехбуквенных. Их больше интересует экспорт наработок в другие страны. Что объяснимо – рынок рекламы практически не растет, и огромной структуре принципиально больше денег из него уже не выкачать. Лучше экспортировать свои наработки в те страны, где они окажутся эталоном – Нигерия, Азербайджан, Казахстан. Ресайклинг – экспортируем калийную соль. А удобрений у нас с избытком.

Плюс нет желания создавать более совершенные, чем есть в рунете, сервисы. Аудитория ведь все равно будет утекать из страны – там больше общения, качественней услуги, выше надежность, лучше дизайн. Да и что говорить, если почта и поиск в нашей стране уже давно иноземные. Пользователей продали гуглу и яндексу.

И это бизнес, детка. Тут очевидно могут «на*й» послать. На круглом столе задали вопрос – а вы называете ли вы посетителей трафиком? Ну и все ответили отрицательно. А потом сказали что главный показатель эффективности – трафик.

Деньги vs нравственность

Утром второго дня состоялась интересная дискуссия между представителями крупных площадок и преподавателем веб-журналистики. Александр Грядюшко уповал на социальную роль журналиста, его ответственность за свои действия, слова и за образование аудитории, повышение ее интеллектуального уровня. А представители коммерческих структур парировали – ну мы ведь просто обслуживаем информационные запросы посетителей. Даем им то, что они хотят читать. Мы не виноваты – это пользователи хотят убийства, расчлененку и проституток. Мы же просто зеркало общества.

Понятно, что проблема куда глубже онлайнера, ств, комсомольской правды и журфака. И до нее в интернете практически никому нет дела. Нет проишествий – нет трафика – нет денег – не покупаешь себе айпад или новую машину. Чтобы казаться лучше «серой массы» и приподняться из существующего потока культуры.

И у государства проблемы других сфер – потемкинские деревни как реакция на старую школу менеджмента. Сказали всем открыть сайты — открыли. Но ведь никто не говорил делать их читабельными и посещаемым. Сказали сделать пандусы – сделали. Но никто не проверил, а можно ли ими пользоваться. Задача была сформулирована «сделать».

Неверно будет сказать, что поднятая проблема уникальная для Беларуси, и что только наши пользователи потребляют трупов и спасенных котят больше чем высоколитературной журналистики и аналитических материалов. Это общая проблема деградации культуры, которая и вовсе находится за пределами интернета.

Мое мнение – конечно, любые журналисты несут ответственность за свои действия, свои слова. Но задача формирования читательского спроса – в четкой позиции редакций, а не в понимании конкретного журналиста. Крупному порталу вполне под силу перестать писать про грязь и негатив. И ничего особенного в посещаемости или в количестве денег, «снимаемых» с рекламодателей не произойдет. Позитивных тем, о которых можно писать – с избытком. И люди будут читать то, что им предлагают. Раз уж они уже сейчас используют тутбай – не эталон журналистики или качества подборки новостей. Аудитория, которой нужно качество выше – уже на других сайтах. А текущая аудитория потребляла и будет потреблять то, что дает редакция.

SMM

Огромный интерес среди слушателей вызвала тема социальных сетей и работы в них. Аудитория, которой это было интересно, значительно превосходила возможности зала, отведенного под обсуждение организаторами. Тема работы в соцсетях пока переполнена кейсами уровня «ну мы просто попробовали». В том числе и в России. Считается, что результаты пока сложно предсказуемы и что аудиторию в соцсетях необходимо развлекать. В любом случае, сейчас эта тема – основной тренд. Пока в SMM (social media marketing) дикие деньги, дикость которых уже ушла из SEO. Сейчас реально получить 10 тысяч долларов за привод всего 3 тысяч человек в группы. Феномен понятен – у крупных рекламодателей становится все больше денег на интернет, свои сайты более-менее в порядке и «мы идем на те платформы, где находится наша аудитория». Аудитории соцсетей, давайте будем откровенными, безразличны бренды, они используют платформы для общения с себе подобными. Ну и, как было с блогами – маркетологи уверены, что «мы должны там быть». Но при этом позиция брендов, как и в случае с обычными интернет-коммуникациями – вот вам деньги, и не трогайте нас глупыми вопросами. А ведь нормальная работа в соцсетях требует огромного вовлечения новых сотрудников бренда – написать положение о коммуникации, обеспечить 24-часовой мониторинг упоминаний и мгновенную квалифицированную реакцию на высказывания. Прежде всего, в SMM пошли бренды с миллионами клиентов – еда, мобильные операторы, производители телефонов, банки. Понятно, что про них пишут много и, как правило, о проблемах – ну так мы устроены, что поблагодарить не можем, а поругать — пожалуйста. А как бренд может обеспечить нормальное присутствие в соцсетях, если еще до оффлайнового коллцентра проблема дозвониться? Ну и естественно, что все продемонстрированные на конференции кейсы в Беларуси – развлекательного, а не коммуникационного, свойства. Котики, копии зарубежных игр и т.п. Ситуация похожа на SEO на заре становления – ой, это очень круто, но дорого и результат непредсказуем. Мы с удовольствием послушаем про Это и, может быть, когда-нибудь, попробуем.

Но безусловный тренд в том, что на SMM можно сравнительно легко и с невысокими компетенциями заработать – конкуренции среди агентств практически нет, а бюджеты на SMM с каждым годом становятся все больше.

Белое или черное?

Молодые с радостью навешивают ярлыки – конференция была плохой, конференция была хорошей. Взрослея, понимаешь, что однозначного ответа уже не будет.

Следует сказать «спасибо» команде тута – сделали сложное мероприятие, это факт.

Да, есть серьезные огрехи в организации и это клиническая проблема – не проходит у тутбая передача знаний, и каждую новую конференцию (поправьте, если не прав) делают люди, которые не имеют опыта в организации крупных мероприятий. Либо в тутбае не видят проблем. Последний раз на деловом интернете я был 3 года назад – и проблемы все те же). Неудобные залы, плохо слышно, плохо видно, доклады очень разные по качеству, непонятно «зачем конференция» и отсюда – непонятен выбор докладчиков и многие секции – мобильные программисты, к примеру. Если ты – лидер рынка, то и все твои продукты просто обязаны быть лидирующими, блестящими. Но байнет имеет специфику, приходится пользоваться тем что есть – недосоцсети, недопоиск, недопочта, недомагазины. Ну и недоконференции. Для меня идеальные конференции – TED.com. Нет у тутбая ограничения в ресурсах плюс люди платят за участие – а в итоге мероприятие получается более чем скромным.

Да, программа во многом была интересной – и это огромная заслуга организаторов. Опять мы видим, что зарубежные докладчики на голову выше по качеству подготовки – что логично. Да, опять мы видим, что «большой интернет» гораздо лучше, прогрессивнее и интереснее нашего баймаленького. И что новые знания получишь только снаружи, только извне.

Нужны подобные конференции байнету – да. Нужен ли байнет серьезному интернет-бизнесу – практически нет.

 

Артем Герасимович.

 

Об авторе: соорганизатор крупнейшей альтернативной конференции Байнет 2.0 (5 лет подряд), организатор конференции «Мобильные технологии» — 5 лет подряд, организатор многих других IT-мероприятий в Беларуси.