Итоги исследования «Обзор состояния, тенденций и перспектив развития банковских информационных технологий в 2011 году»

2011 год стал достаточно сложным для банковской сферы, что, несомненно, повлияло на выражение позиции специалистов по проблемам ИТ-технологий.

2011 год стал достаточно сложным для банковской сферы, что, несомненно, повлияло на выражение позиции специалистов по проблемам ИТ-технологий. Можно констатировать, что банки прошли своеобразный стресс-тест, во-первых, это пересмотр и урезание ИТ-бюджетов, во-вторых, задержка внедрения проектов ввиду отсутствия валютных средств для закупки импортного оборудования и комплектующих. Также возникла дилемма между наращиванием уставного капитала и развитием перспективных направлений. В таких условиях банкам пришлось в течение года несколько раз пересматривать свои планы на автоматизацию, более взвешено подходить к выбору ИТ-решений.

Однако уровень проникновения ИТ в банковском секторе настолько велик, что от них отказаться уже невозможно. Остановиться в развитии автоматизации, это значит сделать шаг назад. В данной связи эксперты ожидают, что 2012 год не будет характеризоваться очень высокими показателями роста, но устойчивое развитие сферы ИТ, несомненно, продолжится. ИТ-системы сейчас стали основным инструментом банковского бизнеса: внедрение той или иной новой ИТ-подсистемы – это переход на новую ступеньку ведения бизнеса. И банковское сообщество это хорошо понимает.

 

Перспективные направления автоматизации банковской деятельности.

Кризис сделал решающими факторами при выборе ИТ-проектов такие показатели, как сроки возврата инвестиций, экономическая целесообразность. ИТ-проекты в первую очередь должны обеспечивать повышение доходности бизнеса. Основными целями автоматизации стали достижение максимальной эффективности и клиенто-привлекательности. Этим и определяется перспективность использования тех или иных ИТ-решений.

Основным трендом в 2012 году будет повышение управляемости банком — системы ERP, СRM, BI, комплексные системы управления рисками и пр. Они позволяют сделать бизнес более гибким в условиях меняющегося рынка, что дает возможность вовремя выводить на рынок новые продукты, рассчитывать риски, принимать своевременные решения о смене бизнес-стратегий. Наиболее востребованными будут CRM-системы, комплексные системы управления рисками, хранилища данных, BI, системы финансового планирования и бюджетирования, системы противодействия легализации незаконных доходов (AML).

Второй тенденцией является развитие форм дистанционного банковского обслуживания, направленного как на обеспечение максимально удобного способа для оплаты сторонних услуг с целью оптимизации затрат, так и на оказание дистанционных услуг по продуктам самого банка с целью повышения их привлекательности. По первому направлению широкое распространение получила система «Расчет», которая позволяет банкам сократить расходы, отдав на аутсорсинг обслуживание не профильных для него услуг. Развитие второго направления с помощью систем Интернет-банкинг, мобильный банкинг и иных сервисов удаленного доступа позволяет повысить доступность услуг банка и соответственно их доходность. Также все большее значение приобретает мультиканальность – клиент должен обслуживаться через интернет-банкинг, банкомат, контакт-центр и при этом фронт-офисные системы должны воспринимать его как одно лицо.

Не менее перспективным направлением, по мнению банков, является обеспечение надежности и бесперебойной работы информационных технологий, что в исследовании отражается в таком направлении как оптимизация ИТ-инфраструктуры банка, а также повышение уровня ИТ-услуг. Бурный рост всей ИТ-инфраструктуры при относительно незначительном росте ИТ-ресурсов и их бюджетов приводит к необходимости ее оптимизации. Одним из главных направлений повышения эффективности ИТ-инфраструктуры является виртуализация, включая частные «облака». Вторым направлением является повышение качества в предоставлении ИТ услуг – в данном направлении среди белорусских банков получило широкое распространение применение рекомендаций ITIL/ITSM (библиотеки передового опыта управления ИТ).

Особый интерес у респондентов вызвал вопрос развития электронного документооборота. Большинство предложений по  дальнейшему совершенствованию систем электронного документооборота были сосредоточены на совершенствовании технологий архивного хранения, обеспечении возможности обмена электронными документами с контрагентами (другими банками, органами гос. управления), интеграции с ЭЦП, удостоверенной государственным  удостоверяющим центром.

Неизменным приоритетом остается повышение информационной безопасности банка. Данный фактор является определяющим критерием в обеспечении надлежащей репутации банка, и выполняет своеобразную роль равновесной силы при внедрении новых технологий, т.к. наряду с преимуществами информационные системы таят в себе и опасности, среди которых возможность несанкционированного доступа к информации и даже осуществления операций. Информационная безопасность является важнейшим аспектом ИТ, так как направлена на защиту как клиентской, так и внутренней информации от несанкционированных действий. На сегодняшний момент это одно из немногих направлений автоматизации, бюджеты на которые не сокращаются, а даже увеличиваются в нынешних условиях.

Характеристика рынка ИТ-решений для банковского сектора.

Характеризуя рынок ИТ-решений для банковского сектора в 2011 году, 20% респондентов почувствовали ослабление конкуренции, 67% отметили, что состояние осталось на прежнем уровне, и лишь 10% респондентов отметили усиление конкуренции.

Сравнивая ответы с показателями предыдущего периода можно отметить некоторое ослабление конкуренции на рынке, что, вероятнее всего, вызвано сложившейся экономической ситуацией в стране. В условиях валютного кризиса отечественные ИТ-компании вынуждены переориентировать свои усилия на зарубежные рынки и сформировать портфель отечественных и зарубежных заказов таким образом, чтобы уровень дохода позволил сохранить необходимый уровень зарплат в отрасли и предотвратить отток ИТ-специалистов, наличие которых и так считается недостаточным.

 

Та же тенденция, указывающая на снижение активности на белорусском рынке в 2011 году, наблюдается при анализе его качественной составляющей – большинство респондентов отметили, что рынок ИТ-решений не изменился (70%), и значительно меньшая часть респондентов наблюдали улучшение качества ИТ-решений (17%) и появление новых актуальных ИТ-продуктов (10%). Из чего можно сделать вывод, что 2011 год ИТ-компании посвятили повышению качества имеющихся продуктов и реализации долгосрочных проектов, накапливанию новых идей, которые проявят себя в перспективе – подобная ситуация наблюдалась в 2009 и 2010 годах. Также существенные усилия отечественным ИТ-компаниям в кризисный год пришлось приложить на выравнивание своей деятельности в условиях быстроменяющейся экономической ситуации.

В целом динамику развития рынка ИТ-решений можно отметить как положительную, с каждым годом становится все меньше ответов с неудовлетворительной оценкой качества решений на рынке (в 2011 году 3%).

Наиболее подходящие способы автоматизации для белорусских банков.

В 2011 году мнения банков по поводу наиболее подходящего способа автоматизации разделились с незначительной разницей: 40% респондентов считают наиболее подходящим способом автоматизацию одних сфер деятельности ИТ-компанией, других — самим банком, 33% при условии, когда все сферы деятельности автоматизированы одной ИТ-компанией.

Собственные решения чаще встречаются в специфических направлениях деятельности банков и возможно там они себя оправдывают. Однако собственное решение не может обеспечить комплексной автоматизации банковской деятельности, которая является необходимым условием для успешной работы на высококонкурентном и динамичном рынке, из-за высоких требований к масштабируемости и поворотливости систем. В свою очередь выбор одного надежного поставщика упрощает процессы сопровождения и доработки имеющихся продуктов, а также позволяет сократить транзакционные расходы на ведение контрактов с различными организациями.

В отношении автоматизированных банковских систем наиболее подходящими респонденты признают системы зарубежных разработчиков, локализированные местными компаниями (37%), системы белорусских разработчиков (33%) и совместные разработки банка и ИТ-компании (30%). Выбор той или иной автоматизированной системы  обусловлен спецификой и требованиями к каждой в отдельном случае. Также кризис, безусловно, является блокирующим фактором для без того не простых проектов перехода банков на зарубежные АБС. Впрочем, негативное влияние экономической ситуации имеет второстепенное значение — на первом месте стоят особенности национальной банковской системы, сводящие к минимуму преимущества использования продвинутых зарубежных АБС. Таким образом, количество респондентов указавших предпочтение в чистом виде зарубежных разработок пока до сих пор остается на низком уровне (13%).

Также ответы респондентов в 2011 году закрепили тенденцию к снижению количества собственных разработок автоматизированных банковских систем (8%). Объясняется это, в первую очередь, ужесточением требований банков к функционалу и масштабируемости данных решений, что значительно увеличивает финансовые и временные затраты на его разработку, сопровождение и дальнейшее развитие. С другой стороны, это связано с непрерывным ростом требований законодательства, в связи с этим банки делают вывод об экономической нецелесообразности создания и эксплуатации комплексных ИT-решений собственными силами.

 

Источники информации по ИТ-решениям для страхового сектора РБ.

 

Анализ в 2011 году выявил, что наиболее востребованным источником информации при выборе ИТ-решений среди банков являются специализированные семинары и конференции (97%). По сравнению с прошлым годом резко выросла популярность такого источника информирования как Форум «БанкИТ» (в 2010 году 52%, в 2011 году 83%). Данный форум на сегодняшний момент является крупнейшим мероприятием в Беларуси, определяющим стратегию развития банковских информационным технологиям, на котором собираются ежегодно более 800 представителей финансово-кредитной и ИКТ-сферы.

 

Среди прочих наиболее популярными источниками информации являются рекомендации партнеров (67%), презентации ИТ-компаний в банке (67%), Интернет сайты ИТ-компаний (60%). Именно на эти каналы продвижения ИТ-решений для банковского сектора следует обратить внимание ИТ-компаниям.

 

В данной статье приведены краткие итоги исследования, для получения полной версии отчета просим Вас связаться по тел. + 375 17 211 02 44.

Контактное лицо: Сацута Екатерина Владимировна (211 02 44, satsuta@infopark.by).