Интервью с Дональдом Кнутом, автором культовой книги «Искусство Программирования». В переводе веб-планеты

Дональд Кнут рассказывает о новых томах своей популярной книги, а также о преимуществах «открытого кода», о проблемах разработчиков с многоядерными компьютерами и о разнице между «грамотным» и «экстремальным» программированием

Само интервью автор дал еще весной, но на английском языке. "Вебпланета" вспомнила этот текст ко дню рождения Дональда Кнута (10 января).

Вот небольшой фрагмент интервью:

Э.Б.: Одна из новых проблем для разработчиков, особеннно разработчиков клиентских приложений — необходимость изменить свое мышление для того, чтобы писать программы в терминах потоков (threads). Эта концепция, появившаяся вместе с недорогими многоядерными компьютерами, очевидно потребует переработки многих алгоритмов под многопоточный режим работы. Между тем, в 4-м томе вашего "Искусства программирования" эта проблема, кажется, не рассматривается всерьез. Собираетесь ли вы в будущем отдельно заняться темой многопоточных и параллельных вычислений в новых книгах — особенно с учетом того, что это хорошо сочеталось бы с комбинаторными темами, над которыми вы в последнее время работаете?

Д.К.: Сфера комбинаторных алгоритмов настолько глубока, что я буду счастлив, если удасться уложить в три-четыре тома хотя бы то, что касается методов последовательных вычислений. И я не думаю, что последовательные алгоритмы когда-либо станут "несущественными".

С другой стороны, "период полураспада" параллельных методов очень короткий, потому что "железо" меняется очень быстро, и каждая новая машина требует иного подхода. И я давно уже решил, что буду придерживаться той области, которую знаю лучше всего. Есть люди, которые гораздо лучше меня разбираются в параллельных вычислительных машинах; чтобы понять, как работать с этой "одновременностью", программисты должны слушать таких людей, а не меня.

Э.Б.: Между тем, производители многоядерных машин сейчас расстраиваются по поводу того, как трудно привлечь разработчиков к этим машинам. Как бывший университетский профессор, что вы думаете об этом? Может, проблема в инструментах — например, необходима более естественная поддержка одновременных вычислений в языках программирования? Или проблема в самих вычислительных архитекрутах? Или какие-то другие решения возможны?

Д.К.: Мне придется несколько уклониться от прямого ответа, и побурчать о моих личных сомнениях по поводу нынешнего тренда в сторону мультипроцессорных архитектур. Мне кажется, у создателей "железа" кончились идеи, и они пытаются свалить на программистов всю вину за грядущий облом Закона Мура. Они дают нам машины, которые работают быстро — но лишь по немногим ключевым показателям! Я не удивлюсь, если вся идея многопоточных вычислений окажется лажей. И это будет даже более серьезное фиаско, чем хваленый подход Itanium — который обещал работать просто удивительно, но потом оказалось, что для него невозможно написать желаемых компиляторов.

Давайте я так скажу: за прошедние 50 лет я написал более тысячи программ, и большинство из них довольно серьезного размера. Но при этом я не могу назвать даже пять из этих программ, исполнение которых значительно улучшилось благодаря параллелизму или многопоточной обработке. К примеру, многопроцессорность совершенно не улучшает работу редактора TeX.

Много ли вы знаете программистов, которые с энтузиазмом относятся к этим обещанным машинам будущего? Кроме печали, я ничего не слышу на эту тему от специалистов по софту — хотя "железячники" говорят, что я неправ.

Я знаю, что параллельные вычисления важны для рендеринга графики, взлома кодов, сканирования изображений, моделирования физических и биологических процессов, и так делее. Но все эти приложения требуют специально заточенного кода и специфических алгоритмов, которые необходимо менять каждые несколько лет. Если бы я знал достаточно о таких методах, чтобы написать о них в "Искусстве программирования", мое время все равно было бы потрачено напрасно, поскольку вскоре читать эти главы было бы уже бесполезно. Аналогичным образом, когда я готовил третье издание третьего тома, я выбросил большую часть материала о сортировках на магнитных лентах. Эта тема когда-то была одной из самых горячих в программировании, но теперь эта часть книги — бесполезный перевод бумаги.

В компьютере, который я использую сейчас, два процессора. Я использую оба, когда делаю две независимые работы в одно и то же время. Это замечательно, но это занимает всего несколько минут в неделю. Если бы у меня было четыре процессора, или восемь, или больше, я все равно бы не мог работать лучше — с учетом, конечно, специфики моей работы — хотя я почти ежедневно использую компьютер в течение целого дня. Так какая мне радость о того параллельного будущего, которое обещают производители железа? Они думают, какая-то волшебная пуля заставит все эти мультипроцессоры ускорить мою работу; я же думаю, что это вылет в трубу… хотя нет, это плохая метафора! "Трубопроводы" (pipelines) прекрасно работают на меня, а вот "потоки" (threads) не работают. Наверное, лучше сказать "пузырь".

С другой стороны, я признаю, что веб-браузинг может стать лучше с мульти-ядрами. Я, однако, говорю здесь о моей работе, а не о развлечениях. Я также должен признать, что у меня нет особо гениальных идей насчет того, чего бы я хотел от создателей "железа" вместо многопроцессорности — чтобы они бросились долбить стену с уважением к последовательным вычислениям. Хотя в моем дизайне компьютера MMIX имеется ряд идей, способных существенно улучшить исполнение программ, которые меня больше всего интересуют — ценой за это является несовместимость со старыми программами для x86-машин.
 

 

Прочитать полную версию переведеного на русский интервью

Прочитать оригинальную версию (на английском языке)