Фотоаппарат Samsung NX 20 – пора ли переходить на беззеркалки?

Что такое Samsung NX20? Это беззеркальная камера, флагман в модельном ряду Samsung на середину 2012 года. 20-мегапиксельная матрица APS-C размера с ультразвуковой очисткой от пыли, гнездо под «взрослую» вспышку. Подобные по размерам матрицы стоят в большинстве зеркальных фотоаппаратов до 1500$. Из неожиданной для камеры со сменными объективами опции – встроенный модуль Wi-Fi. Максимальная выдержка – 1/8000 – что более, чем прилично. Есть полностью ручной режим. Отличный поворотный экранчик, позволяющий фокусироваться «от живота», не поднося глаза к камере. Камера гораздо компактнее любой зеркалки.

Краткий ответ – нет. Но есть «но…» )

Что такое Samsung NX20?

Это беззеркальная камера, флагман в модельном ряду Samsung на середину 2012 года. 20-мегапиксельная матрица APS-C размера с ультразвуковой очисткой от пыли, гнездо под «взрослую» вспышку. Подобные по размерам матрицы стоят в большинстве зеркальных фотоаппаратов до 1500$. Из неожиданной для камеры со сменными объективами опции – встроенный модуль Wi-Fi. Максимальная выдержка – 1/8000 – что более, чем прилично. Есть полностью ручной режим. Отличный поворотный экранчик, позволяющий фокусироваться «от живота», не поднося глаза к камере. Камера гораздо компактнее любой зеркалки.

Смена парадигмы

По моему ощущению, беззеркальные камеры это просто другой класс техники, не имеющий отношения к зеркалкам. Эти камеры стали эволюцией для «мыльниц», следующим шагом для кадров вроде «я и мои друзья». И беззеркалки не будут никогда профессиональной техникой – это техника для «получения фана».

Дизайн

Камера очень компактная, но производит впечатление «сдутой» зеркалки – все элементы управления есть, но уменьшены, есть «наплыв» справа, как у любой зеркалки, который, говоря по правде, в таком размере нужен только для оформления. В этой камере Samsung использованы удачные элементы дизайна практически у всех зеркальных камер – колесико для большого пальца у Canon (на 20D был такой в 2004 году), верхнее колесико и автоматическую систему переключения с экрана на видоискатель при поднесении камеры к глазу – у зеркалок Sony.

Почему nx20 еще не замена зеркалкам?

Она медлительная. В сравнении с зеркалками проходит вечность от момента включения до момента снимка.
Она вполне себе может начать «тупить» в любой удобный ей момент – к примеру, при переключении изображения с экрана на окуляр и наоборот. Правда, многие современные зеркалки начального уровня грешат этим же.
У нее слабый (по меркам зеркалок похожей цены) автофокус, который крайне неуверенно фокусируется в условиях недостаточной освещенности.
Сама система автофокуса имеет иную, незеркальную логику – тут нет «точек фокусировки» — тут есть «область», которую, разве что, можно смещать джойстиком и изменять ее размер колесиком зуммирования. А вот куда именно наведется камера в выбранной области, всегда остается загадкой.
К камере  мало «приличных» автофокусных объективов и всего одна «нормальная» вспышка – что пока не позволяет сколько-нибудь серьезно смотреть на нее профи-фотографам. Но…

Объективы и аксессуары

Судя по официальному сайту, сейчас для Samsung NX существует всего 10 объективов:

  • 5 условно «любительских» несветосильных (18-55/3,5-5,6 OIS, 55-200/4-5,6 OIS, 18-200/3,5-6,3 OIS, 12-24/4-5,6, 20-50/3,5-5)
  • 5 фиксов (16/2.4,  20/2.8, 30/2, 60/2.8 OIS, 85/1.4).

Выбивается из общего ряда, безусловно, 85/1.4, который был у нас на тесте в комплекте с nx20 – фантастический, тяжеленный объектив, стоимость которого приблизительно равна стоимости тушки – около 1000$.
В принципе, на связке nx+85/1.4 можно было и закончить сбор системы, ибо для портретов с естественным светом лучше комбинации не придумать. Но фокусироваться нужно очень тщательно, ибо глубина резкости при съемке с расстояния в метр всего несколько миллиметров.

Вспышки

Условно серьезная вспышка в системе NX-камер всего одна — SEF42A, но ее головка вращается всего в одной плоскости – вертикально и мощность невелика – ведущее число 42, что при пересчете на типичный объектив с диафрагмой 4 даст всего 10 метров расстояния до объекта съемки. Мне не удалось найти «аналогов» – Metz и Sigma пока не выпускают вспышек с таким башмаком.

Прочие аксессуары

Из аксессуаров интерес представляет только переходник для объективов. Удивительно, что на сайте Samsung указан всего один. И он на байонет К – Pentax. Скажем так, из не самой популярной в не самую популярную систему. Однако даже в Минске можно купить стандартный и не очень дорогой переходник на m42 (около 30$), который позволит использовать множество старых замечательных мануальных объективов эпохи фотоаппаратов Зенит.

Профессиональное использование

Безусловно, можно использовать nx20 и для профессиональной съемки. Вариантов два – либо недешевые оригинальные объективы с фиксированным расстоянием, либо через переходник неавтофокусные неоригинальные объективы. В таком случае вся автоматика камеры отключается, и вы пользуйтесь nx20 в режиме М, изменяя на камере только выдержку. Диафрагму и резкость придется настраивать непосредственно на объективе. Это имеющий право на существование способ – ведь, будем честными, все претензии к камере в ее медлительности, из-за чего ее невозможно использовать для съемки репортажей. А вот для некритичной к скорости творческой или студийной съемки использовать 20mpx матрицу nx20 можно вполне успешно.
К огромным плюсам дизайна следует отнести использование полноразмерного башмака для вспышки с центральным контактом, что позволяет использовать «обычные» вспышки в мануальном или в их собственных автоматических режимах, а также обычные студийные синхронизаторы для поджига приборов в студии.

RAW

Для любой камеры функция записи RAW важна как воздух. Я уже отметил выше, что nx20 — камера не для репортажей. Для всех остальных способов профессионального использования RAW будет предпочтительным.

У Samsung есть собственный RAW-конвертер, который можно скачать с официального сайта. Но русский язык в нем настолько косноязычный и неверный, что использовать его неподготовленным людям нельзя.

Вот пример из оригинального help-файла:

«Процесс проявления RAW с помощью Samsung RAW Converter 4 подобен обработке изображения с помощью фото-ретуширующнго программного обеспечения. 
В то время как различные виды фото-ретуширующего программного обеспечения, поддерживающего RAW-данные, становятся все более и более доступны на рынке, есть критические различия между ними. 
Понимание таких различий поможет вам в использовании Samsung RAW Converter 4 в полной мере. 
Важный момент — то, что данное программное обеспечение в каждый раз начинает обработку изображения, базирующуюся на RAW-данных
».

 А подготовленные люди все равно будут использовать Lightroom или Photoshop RAW Converter, актуальные версии которых понимают формат RAW от Samsung .SRW. Но обе эти программы имеют ограниченную поддержку – в их конвертерах нет профилей nx-камер для иммитации внутрикамерного JPG, всего 4 профиля линз (очень странно названных) для коррекции искажений. В то время как для Canon-Nikon количество объективов и профилей камер приближается к сотням.

1 RAW-файл nx20 «весит» 30Мб. И обладает приличным количеством информации – удалось «вытащить» из него дополнительные детали при +/- 3 ступени коррекции.

Т.е. это «обычный» результат для зеркальной камеры. Из чего делаем вывод, что сама матрица nx20 ничуть не хуже, чем в зеркалках.

Плюшки. Wi-FI.

Единственной «плюшкой», на которой имеет смысл останавливаться, рассказывая о nx20 – это встроенный модуль Wi-Fi. Но, к сожалению, нормальной реализации не получилось. Это игрушка, преимущественно позволяющая задействовать смартфоны, нежели использовать как стандартный Wi-Fi-модуль в профессиональных системах.
В моем представлении, Wi-Fi будет хорошим дополнением к камере, если позволит реализовать  возможность записывать фотки непосредственно на ноутбук сразу во время съемки. А у Samsung логика реализации иная. Для того, чтобы иметь возможность получать фотографии через Wi-Fi на компьютер необходимо установить 2 программы (2!!!!!). При этом эти программы существуют ТОЛЬКО на диске, который поставляется с камерой. И больше нигде. НИГДЕ. На сайте Samsung их нет. Какой смысл в Wi-Fi на камере, если вы вынуждены носить с собой компакт диск, чтобы иметь возможность сбрасывать фотографии на тот компьютер, который удобен вам прямо сейчас. Плюс лично у меня уже не осталось устройств, в которых есть DVD-привод. Это анахронизм. Но не для Samsung.
Вот со смартфонами ситуация чуть проще – приложения для взаимодействия камеры и смарта находятся в бесплатном доступе на соответствующих маркетах (для Android и Apple платформ). Правда, найти их не так чтобы очень легко, но возможно. Для Android cуществует 2 приложения (а у меня в распоряжении был только Android-смартфон) – «скидыватель» фоток и «виртуальный видоискатель» — который позволяет вам видеть на смарте в реальном времени то, что сейчас «видит» камера и сделать кадр, нажав на экран смарта. Если со скидывателем фоток вопросов практически нет (кроме необъяснимой логики , что  мы скидываем на смарт полноразмерные фотки, где их нельзя обработать), то вот со второй программой есть вопросы –  не могу представить ситуации, когда она может быть полезна кроме случая «смотри как прикольно». Для того чтобы нормально использовать любой Wi-Fi-способ коммуникации смартфонов с nx20, нужно либо 2 человека, либо телефон и камера в пределах 1 минуты друг от друга. ИМХО, гораздо проще достать карточку с фотографиями и переписать «дедовским» способом.
Есть еще один способ использования Wi-Fi на камере – отправка в соцсети или облачные хранилища напрямую через настроенную предварительно точку Wi-Fi доступа в интернет. На мой взгляд также неудобно. Во первых, неудобно во всех несенсорных фотокамерах вводить свои логины-пароли с помощью колесиков и джойстиков. Во вторых придется вводить пароль для WiFi. А камера нужна чтобы носить ее повсюду, а не только возле знакомых точек доступа .

Мое мнение, функция Wi-Fi в Samsung nx20 – для гиков, которые готовы заплатить дополнительные сколько там десятков долларов за функцию, которой они никогда не будут пользоваться.

Фотографические тесты

Это кадр бэкстейджа со съемок в профессиональной студии. Samsung nx20 поджигал студийный свет через стандартный ИК-«поджигатель». Без обработки, внутрикамерный JPG с авто-настройкой баланса белого
Пример съемки в студии Samsung nx20

20 мегапикселей радуют, с качественным объективом (85.1/4) мы получаем прекрасную детализацию:

Кроп предыдущего кадра

Сравнение объективов

Тестовое изображение. Объектив 18-200 OIS на 200мм:
18-200 на 200мм

То же самое, но кроп 1:1:
18-200 на 200мм crop 1:1

То же самое, но 18мм, кроп 1:1:

Заменили объектив на 85/1.4:

По детализации даже на 1.4 (т.е. на полностью открытой диафрагме) фикс-объектив показывает лучшую резкость, чем зум-объектив на диафрагме 6,3 (тоже полностью открытая для 200мм). Что неудивительно. Но есть но ). Диафрагма 1,4 дает сверхмалую глубину резкости – если при съемке портрета камера навелась на ресницы, то глаза будут уже нерезкими (!).

Я уже отмечал выше, что система автофокусировки у незеркальных камер иная. Сравнивать «в лоб» их некорректно. Мне показалось, что автофокус у nx20 не предназначен для светосильных объективов. Когда у объектива минимальная диафрагма – 4, то необходимая тебе точность фокусировки +/- сантиметр. А у nx20 нет точечной фокусировки, вы можете «сузить» область фокусировки, но она все равно останется «областью», а не точкой».

Вердикт

Камера обладает хорошей матрицей, под нее есть несколько хороших объективов, ее можно использовать в студии, у нее стандартный башмак под вспышку с центральным контактом. У нее есть полностью ручной режим и запись файлов в RAW – все, что нужно нормальному фотографу.

Приятно, что есть поворотный экранчик и малый размер.

Для репортажа и сколько-нибудь профессиональной съемки свадеб nx20 не подойдет – автофокус медлителен плюс сама камера «задумчива», словно живет своей жизнью. Нет мощных профессиональных вспышек. Т.е. купить ее для зарабатывания денег – не лучший выбор.

Для съемки, где нет необходимости выжидать конкретное мгновение или постоянно снимать сериями – она хороша.

Она не замена зеркальным камерам, это камера с другой, идущей от «мыльниц» логикой.

Мне сложно представить фотографа, который купит ее вместо зеркалки.

Но легко представить человека, который «вырос» из мыльниц, но хочет купить камеру легче чем зеркалка с качеством картинки «как у зеркалки».