Белорусский рынок электронной коммерции в 2018 году вырос на 20% и превысил 640 млн. долларов. Число покупок заметно выросло, однако средний чек упал до 50 рублей. Такими данными поделились участники конференции E-commerce Day, которая прошла в Минске при поддержке Альфа-Банка.
«Рынок продолжит расти в ближайшие 4-5 лет, – считает руководитель маркетплейса Deal.by Максим Маринич. – Доля онлайн-торговли в розничном товарообороте составляет всего 3%. При этом в развитых странах эта цифра достигает 12-15%, а в Китае – 18%. Так что нас ждет довольно бурный рост рынка в ближайшие годы».
А вот средний чек, вероятно, продолжит снижаться. В прошлом году он уже снизился на 8 рублей. Появление недорогих товаров из Китая приводит к экономии для покупателя.
Чаще всего белорусы выбирают местные интернет-магазины. Но популярны и китайские площадки, такие как Aliexpress и Joom, которыми пользуется 74% покупателей. Трендом становится шопинг в соцсетях. Им увлекаются 17% белорусов, а большинство продаж идет через Instagram и Вконтакте.
В пяти из шести категорий любимой площадкой белорусов выступает Aliexpress. Белорусские игроки удерживают лидерство лишь в товарах повседневного спроса, то есть в продуктах питания. Хотя чаще всего в сети покупают одежду, косметику, технику и электронику. Но набирает популярность доставка готовой еды и билетов на мероприятия.
Белорусы стали чаще покупать со смартфонов. В 2018 году с телефона делали заказы чаще, чем с компьютера. Доля оплаты по факту выросла до 62%, так как стали популярнее самовывоз и, как следствие, оплата на месте. Заодно стимулируют активность покупателей карты рассрочки и розничные кредиты.
В Министерстве по налогам и сборам подчеркнули, что дополнительного контроля над интернет-торговлей появляться не будет. А вот с «серыми» схемами продолжат бороться, причем официальным импортером предложили напрямую сообщать о недобросовестных попытках конкуренции.
В Нацбанке в свою очередь не собираются ограничивать процент эквайринга, как это сделали в Евросоюзе. Регулятор не поддерживает жесткое вмешательство.
Лучшие интернет-магазины
На конференции выбрали лучшие интернет-магазины, которым достались кофемашины и электросамокат от Альфа-Банка. Среди малого бизнеса победителем стала точка бытовой техники ono.by, среди среднего – магазин для строительства и ремонта kit.by, а среди крупного – продавец белорусской одежды conteshop.by.
Самым клиентоориентированным оказался магазин Печкин (sbg.by). Его владельцы получили от Альфа-Банка оплату участия в startup-туре в Израиль, во время которого смогут пообщаться с топ-менеджерами таких крупных IT-компаний, как Similar Web, IBM, Amazon и Viber.